Главная » CADmaster №5(30) 2005 » Архитектура и строительство Всё о параметризации
Эта статья начинает серию публикаций, посвященных программному обеспечению Autodesk Revit — первой системе проектирования, использующей технологию параметризации архитектурно-строительной модели. Мы расскажем вам о концепции, положенной в основу этого продукта, и познакомим с технологиями, которые повысят производительность вашей работы.
Revit серьезно отличается от привычных 2D- и 3D-систем проектирования (таких, например, как AutoCAD и Autodesk VIZ) — по своей сути он ближе к объектно-ориентированным архитектурно-строительным 3D-системам (таким как AutodeskR Architectural Desktop). В то же время Revit — это совершенно новый, уникальный, современный продукт.
Что такое Autodesk Revit?
Если вы еще не знакомы с программой Revit, я хотел бы кратко объяснить, что же в ней такого революционного. В Revit вы не просто чертите двумерные строительные планы, разрезы или фасады — вы создаете цифровую базу данных вашего сооружения, оперируете трехмерной графической информацией так, словно это реальные объекты, строительные конструкции (многие из них уже введены в программу Revit). Подобные конструкции являются параметрическими, то есть свободно редактируемыми, и «чувствуют» геометрические связи с другими объектами. Поэтому, когда вы изменяете один объект, это приводит к автоматическому изменению всех связанных с ним.
Другие программные продукты, такие как Architectural Desktop, также используют модели реальных объектов, но все-таки это не параметрические программы. Все зависимости или, лучше сказать, связи между объектами Revit пересчитываются при малейшем изменении, а все трехмерные и плоские виды автоматически обновляются. Это означает, что в Revit вы будете работать совершенно по-иному, чем в AutoCAD или Architectural Desktop. Если, приступая к изучению этого руководства, вы забудете всё, что прежде знали о компьютерном архитектурно-строительном проектировании, вы намного быстрее оцените своеобразие этого продукта, его логику, эффективность и простоту использования…
Замечание. Я надеюсь, что у вас есть рабочая копия программы Autodesk Revit 1 и вы уже ознакомились с буклетом «Getting Started with Revit», который поставляется в комплекте с этим программным обеспечением. Если такой книжки у вас нет, ее можно скачать в формате PDF из Internet (для этого следует выбрать команду Getting Started из меню Help). Самостоятельно ознакомьтесь с интерфейсом Revit, запомните базовые команды, позволяющие создать стены заданных размеров, вставить двери и окна, создать перекрытие и крыши, построить 3D-разрезы. И только тогда приступайте к этому руководству.
Начинаем
В этом руководстве вы познакомитесь со связями (параметризацией) строительных объектов Revit и зависимостями, которые помогают поддерживать актуальность чертежей. Изучим это на примере создания простейшей структуры из двух комнат. Поехали 2.
- Запустите Autodesk Revit и создайте новый проект с настройками по умолчанию. Если Revit уже открыт, создайте новый проект с помощью команды File → New → Project (Файл → Создать → Проект…). Убедитесь, что вы находитесь в окне первого этажа (активный вид Level 1 в браузере проекта (Project Browser) 3.
- Выберите инструмент Стена (Wall) с закладки Основные (Basics) панели проектирования (Design bar), задайте высоту стен на панели настроек (Options bar), равную 4500 мм, и постройте четыре стены по размерам, указанным на рис. 1. При этом можно воспользоваться методом «Прямоугольник» для построения замкнутого контура.
-
По размерам, указанным на рис. 2, постройте следующие три стены. Воспользуйтесь методом построения «Цепь».
Обратите внимание, как программа подчищает пересечения.
- Разместите двери и окна, как показано на рис. 3 и 4. Используйте размеры, которые выставлены для объектов по умолчанию.
- Чтобы построить плиту перекрытия для этой конструкции, выберите инструмент Перекрытие (Floor) с закладки Основные (Basics) панели проектирования (Design bar).
- С помощью команды Указать стены (Pick Walls) щелкните по всем внешним линиям стен за исключением той, которая разделяет правую и левую комнаты. Если для определения контура перекрытия вы используете команду Линии (Lines), будьте аккуратны при черчении: в случае ошибки вы можете выровнять линии перекрытия относительно внешнего края конструкции (см. рис. 5).
- Закончив обводить край стен, выберите команду Принять эскиз (Finish Sketch). Программа построит плиту перекрытия.
Рис. 6 представляет создаваемую нами конструкцию в трехмерном виде. На примере этой фигуры мы будем изучать взаимосвязи между строительными конструкциями Revit и инструменты их редактирования.
Работа с параметрами
Простейший пример взаимосвязей между конструкциями — это связь «стена-стена». Если две стены пересекаются, то связь между ними сохраняется даже после перемещения одной из стен. Попробуйте! Выберите инструмент Редактировать (Modify) и переместите верхнюю стену на 2 метра вверх, как показано на рис. 7. Смотрите: три присоединенные стены автоматически растянулись, сохраняя пересечение (в Autodesk Architectural Desktop вам пришлось бы вручную подтянуть каждую стенку).
Обратите внимание и на то, что размещенная дверь также перемещается вслед за стеной. Занятно, что взаимосвязь такого вида («родитель-ребенок») между стеной и проемом реализована и в Architectural Desktop.
Перейдите в 3D-вид и вы увидите, что граница перекрытия также автоматически переместилась вслед за стеной — это показано на рис. 8.
Теперь построим плоскую крышу. Построение крыши напоминает процесс построения перекрытия.
- Перейдем на второй этаж (Level 2) в браузере проекта (Project Browser) и выберем режим Крыша по контуру (Roof by Footprint) для инструмента Крыша (Roof).
-
Поскольку мы планируем построить плоскую крышу, нужно отключить параметр Задать уклон ската (Define Slopes) на панели настроек (Options bar). Обведем внешний контур стен с помощью инструмента Линии (Lines), как показано на рис. 9. Кстати, мы могли бы использовать и инструмент Указать стены (Pick Walls) — так же, как мы это делали при построении перекрытия на шаге 6 раздела «Начинаем», — но дальше я покажу, чем хорош именно выбранный нами метод.
Как только вы закончите построение эскиза крыши, программа автоматически определит пересечение «стена-крыша» и предложит присоединить верх стен к крыше (рис. 10).
- Нажмите в появившемся диалоге кнопку Да (Yes).
- Перейдите в 3D-вид, чтобы проверить геометрию сооружения.
- Выберите в браузере проекта (Project Browser) один из фасадных видов.
- Используя инструмент Редактировать (Modify), выберите пунктирную линию второго этажа и перетащите ее вверх на 1500 мм, как показано на рис. 11.
Заметим, что эта операция перемещает также скат крыши, а за ним и присоединенные стены (рис. 12). Также обратите внимание, что автоматически обновляются все видовые экраны — теперь нет необходимости беспокоиться о несоответствии между ними.
Завершим эту статью еще одним примером взаимосвязей объектов Revit. Для этого добавим в одну из комнат стол.
- Перейдите на первый этаж (Level 1).
- Выберите инструмент Компонент (Component) с закладки Основные (Basics) панели проектирования (Design bar).
- Найдите в выпадающем списке панели настроек (Options bar) объект Стол (Desk).
- Отметьте параметр Поворот после размещения (Rotate after placement) на панели настроек (Options bar), чтобы развернуть стол после его размещения на плане.
- Поставьте стол на план, как показано на рис. 13.
- Выберите стол с помощью инструмента Редактировать (Modify) и из контекстного меню, появляющегося по щелчку правой кнопкой мыши, выберите команду Свойства… (Properties…). Появится диалог параметров стола.
- Если не отмечена опция Перемещать с соседними элементами (Moves with Nearby Elements) из закладки Зависимости (Instance Parameters), отметьте ее (рис. 14).
Если сейчас переместить стену, к которой присоединен стол, то он не будет перемещаться вслед за стеной: мы только взвели команду Перемещать с соседними элементами, а ее необходимо еще и активировать.
- Чтобы активировать команду, нужно выделить стол с помощью инструмента Редактировать (Modify), немного отодвинуть его от стены и затем поставить обратно. Теперь программа свяжет ближайшие стены со столом, а значит, перемещая окружающие стены, вы переместите вслед за ними и стол (рис. 15 и 16).
- В браузере проекта (Project Browser) перейдите на второй этаж (Level 2).
Если вы строили контур крыши, указывая границы стен, крыша автоматически перестроилась в соответствии с изменениями конфигурации комнат. Однако если для отрисовки контура стен вы использовали линии (как это описано в шаге 2 раздела «Работа с параметрами»), то крыша сохранит свою L-образную форму. Этот выступ (рис. 17) нам не нужен — удалим его.
- Для удаления выступа активируйте инструмент Редактировать (Modify), выберите крышу, нажмите кнопку Изменить (Edit Sketch) с панели настроек (Options), отредактируйте контур — и всё.
То, что у вас должно получиться, показано на рис. 18.
Подведение итогов
В этой статье вы познакомились с основными взаимосвязями между объектами программы Autodesk Revit. Эта технология лежит в основе ядра программы Revit и называется параметризацией. Как вы видели, взаимосвязи сохраняются даже после изменения объектов, непосредственно влияют на геометрию сооружения и позволяют построить аккуратную модель здания. Кроме того, все изменения автоматически проходят через все виды без дополнительных команд: пользователям нет необходимости вручную обновлять виды или давать команду на их обновление.
Эти взаимосвязи значительно ускоряют работу пользователя и повышают ее эффективность. Улучшается и качество рабочей документации. Конечно, такая «интеллектуальность» программы может привести к случайным ошибкам (пример такой ошибки см. на рис. 17), так что при работе над параметрической моделью нужно быть очень внимательным.
В следующей статье мы продолжим открывать для себя всю мощь технологии параметризации. Вы узнаете, как создаются пользовательские связи между объектами: размерные зависимости, выравнивание, отступы и сцепление различных компонентов. Без сомнения, такие связи очень нужны при работе над параметрической моделью.
- Демоверсию программы вы всегда можете получить в компании CSoft, тел.: +7 (495) 069−4488 (Прим. перев.). ↑
- В оригинальной статье проект строится в дюймовой системе координат. Мы адаптировали статью для русскоговорящих читателей и будем строить проект в метрической системе (Прим. перев.). ↑
- В переводе используется терминология предварительно переведенной русской версии Revit Building 8. Возможно, оригинальный перевод коммерческой версии будет несколько отличаться от приведенного (Прим. перев.). ↑
Перевод с английского Дениса Ожигина (denis@csoft.ru)
Оригинал статьи: usa.autodesk.com
Скачать статью в формате PDF — 428.3 Кбайт |