Главная » CADmaster №5(72) 2013 » Архитектура и строительство BIM как способ организации взаимодействия 800 студентов-инженеров
На бакалавриате инженерного факультета Орхусского университета (Дания) по специальности «инженер-конструктор» обучаются 800 студентов. Изучение и использование технологии Информационного моделирования зданий (BIM) является здесь неотъемлемой частью учебной программы. Особое внимание уделяется конструктивному проектированию и моделированию инженерных систем (МЕР) — с последующей организацией обмена (на основе формата IFC) информацией между моделями, создаваемыми в различных приложениях, для проведения анализа и расчетов. Так как программа бакалавриата достаточно сжата, важно успеть дать студентам основные навыки работы с BIM. Именно поэтому Archicad является единственной архитектурной BIM-программой, представленной в учебном плане. Это приложение было выбрано благодаря встроенным функциональным возможностям, делающим Archicad идеальной программой для обучения будущих инженеров:
- встроенная библиотека конструктивных элементов, включающая в том числе стальные профили международного стандарта;
- расширение «МЕР Modeler», разработанное специально для моделирования инженерных систем;
- высококачественный импорт и экспорт в формате IFC;
- встроенные инструменты назначения специальных свойств IFC;
- сервер BIM, позволяющий организовать совместную работу студентов над проектами.
Решение об использовании Archicad в учебном процессе инженерный факультет принял в 2002 году. Еще одним из основных факторов, определивших выбор, стал интуитивно понятный и простой в освоении интерфейс программы, существенно отличающий ее от других приложений того же назначения, представленных на рынке. Так как процесс обучения в университете скорее сосредоточен на классических инженерных навыках, чем на обучении конкретным программам, данное преимущество оказалось решающим. Всего нескольких дней с начала знакомства с Archicad студентам хватает, чтобы приступить к самостоятельной работе над собственными BIM-проектами.
Сервер BIM — ядро проектов
Наиболее важным для инженерного факультета является то, что технология сервера BIM, реализованная компанией Graphisoft, позволяет легко структурировать все студенческие проекты и управлять ими.
Для подготовки будущих инженеров к коллективной работе, без которой практически никогда не обходится реальное проектирование, весь учебный процесс построен на тесном сотрудничестве между студенческими командами. В режиме коллективной работы разрабатываются все учебные проекты. Следовательно, студенты должны иметь возможность обмениваться информацией и работать над общими моделями.
В Archicad существует функция Teamwork, позволяющая организовать работу сразу множества участников проектирования. «Эта особенность Archicad — уникальный инструмент управления проектом, над которым одновременно работают несколько человек, — говорит Иорген Кор-сгор, ответственный за сервер BIM инженерного факультета. — Учебное проектирование в университете практически целиком построено на групповых проектах, и функция Teamwork позволяет студентам работать над одной моделью одновременно, а не параллельно друг другу».
В Teamwork реализованы уникальные решения, предоставляющие возможность управлять любыми объектами, составляющими проект. Участники команды могут работать, резервируя или освобождая элементы проекта, при помощи очень простого в использовании и понятного набора функций. Эффективность функции Teamwork и простота использования этого мощного решения в разы повышают производительность работы и существенно упрощают контроль над проектом.
Для организации учебного процесса были созданы шесть отдельных серверов BIM: по серверу на каждый семестр обучения (обычно студенты на протяжении всего времени своего обучения работают на одном и том же сервере). На вопрос, как удается отслеживать так много пользователей и проектов, Йорген отвечает: «Я стараюсь ограничивать количество пользователей каждого сервера, чтобы оно не превышало 120 человек. Распознавание пользователей происходит по уникальному номеру студенческого билета, благодаря чему не возникает путаницы».
Если сравнивать с классическим распределением прав управления моделью в архитектурных мастерских, то в университете всем студентам предоставлен полный доступ к проектам. В противном случае невозможно было бы решить, кто именно должен иметь административные права для управления моделью. «Это означает, что студентам требуется отправлять и получать изменения значительно чаще, чем при организации процесса проектирования по более традиционной схеме: ведущий архитектор — архитектор — чертежник — контроль», — говорит Иорген Корсгор.
С самого первого семестра студенты начинают погружаться в идеологию проектирования с использованием информационного моделирования зданий. «Мы видим нашу цель в том, чтобы добиться от студентов полноценного BIM-мышления при проектировании», — говорит Йорген Корсгор и поясняет: «Это означает, что модель должна содержать информацию для последующего ее использования при конструктивных расчетах, оценке энергоэффективности, определении технико-экономических показателей, формировании смет, спецификаций
Функция Teamwork позволяет свободно использовать модель для решения самых разных задач. С первого семестра студенты в обязательном порядке учитывают показатели энергоэффективности проектируемых ими зданий — в этом им существенно помогают возможности энергетического моделирования, осуществляемого для разрабатываемой модели. Имитация энергетического баланса здания — первый шаг к наилучшему пониманию того, как еще на этапе проектирования оптимизировать энергозатраты, необходимые для эксплуатации здания. Встроенная в Archicad функция оценки энергоэффективности и расширение EcoDesigner существенно облегчают понимание взаимосвязи между такими факторами, влияющими на теплотехнический расчет здания, как объемно-планировочное решение, климатические условия, характер окружающей застройки и состав ограждающих конструкций.
Стратегия использования BIM
Йорген Корсгор уже более 20 лет является преподавателем CAD-программ. Кроме того, он работает над внедрением технологий BIM в учебный процесс на инженерном факультете Орхусского университета. Конечно, на разработку и оптимизацию учебного курса пришлось потратить немало времени и сил — но цель того стоила. Йорген рассказывает: «Основная идея, лежащая в основе стратегии, заключается в том, что все студенты должны приобрести навыки работы с использованием BIM-технологий, чтобы в целом изменить культуру архитектурной, инженерной и конструкторской индустрии».
Благодаря прекрасному взаимодействию Archicad с IFC, обмен со многими программами, предназначенными для конструктивных расчетов, чрезвычайно прост. Teamwork позволяет построить учебный процесс, ориентированный на совместную работу студентов над проектами. В комбинации с оценкой энергоэффективности, конструктивным анализом, расчетом временных затрат и стоимости проектирования Teamwork дает новое понимание того, как специалисты, полноценно использующие Archicad, могут быть полезны и востребованы.
Новые технологии быстро входят в нашу повседневную жизнь. И приходится только удивляться, насколько они облегчают жизнь молодым выпускникам. Дело не только в расчетах или энергетической имитации, но и в обмене идеями между будущими проектировщиками. На инженерном факультете Орхусского университета удалось создать систему взаимодействия, серьезно готовящую студентов к реальному проектированию с использованием виртуальных BIM-технологий.
специалист компании BIM Equity
Перевод с английского Алексея Смирных, Екатерины Казаковой и Алексея Белова
Фото Хенрика Ольсена (Henrik Olsen)
Оригинал опубликован на сайте
www.graphisoft.com
(«BIM as a working method for 800 engineering students»)
Скачать статью в формате PDF — 1.21 Мбайт |