Главная » CADmaster №5(72) 2013 » Машиностроение MSC Nastran Embedded Fatigue — интеграция и ускорение инженерных расчетов в области прочности и долговечности изделий
В первом квартале 2013 года корпорация MSC Software объявила о выпуске нового продукта — проблемно-ориентированного модуля Nastran Embedded Fatigue (NEF) для расчета усталостной прочности и долговечности изделий, а также оптимизации изделия по ресурсу.
Nastran Embedded Fatigue является принципиально новым этапом в интеграции структурных прочностных расчетов с анализом усталостной прочности и долговечности. Сущность реализованного в нем нового подхода состоит в том, что модуль NEF работает непосредственно в среде MSC Nastran.
MSC Nastran — программный комплекс, предназначенный, прежде всего, для оценки напряжённо-деформированного состояния узлов и элементов конструкций. Результатом же работы новой версии MSC Nastran со встроенным модулем NEF является оценка долговечности и ресурса исследуемых компонентов изделия.
До появления NEF расчет с использованием программного комплекса Fatigue, предназначенного для оценки ресурса и долговечности изделий, осуществлялся по традиционной схеме. При этом сначала производился отдельный запуск структурного прочностного расчета изделия для получения напряжений в узлах и элементах конструкции, затем эти на пряжении транслировались в графическую среду — препостпроцессор, где производилась подготовка множества исходных данных для проведения расчета усталостной прочности и долговечности. На первом этапе подготовки инженер задавал усталостные характеристики материалов и формировал сложные истории циклического нагружения изделия. На следующем этапе создавались многочисленные файлы непосредственно для решателя Fatigue, после чего производился расчет долговечности и повторное считывание результатов в препостпроцессор уже для анализа и визуализации полученных данных (рис. 1).
При работе с большими моделями (от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов степеней свободы) и использовании реальных историй нагружения (моделирование пробега самолета по взлетной полосе или движения автомобиля по дороге) объем файлов результатов прочностного анализа и входных файлов для решателя Fatigue мог составлять десятки и сотни гигабайт. Трансляция таких объемов информации в любой современный препостпроцессор занимала достаточно длительное время: от нескольких часов до нескольких суток, а в некоторых случаях была практически невозможна.
Специалисты MSC Software смогли максимально оптимизировать рабочий процесс подготовки необходимых исходных данных и проведения анализа долговечности изделий, исключив многократную трансляцию больших объемов информации в графическую среду пользователя. С выходом Nastran Embedded Fatigue у инженеров появилась возможность провести одновременно прочностной расчет и расчет долговечности за один запуск решателя MSC Nastran (рис. 2).
Для расчета изделия на долговечность с использованием NEF достаточно подготовить всего один файл с исходными данными, чтобы после работы программы MSC Nastran в конечном итоге получить единственный файл с результатами расчета усталостной прочности и долговечности. Такой файл очень компактен — до нескольких десятков килобайт. При использовании такого подхода отпадает необходимость в формировании промежуточного файла с результатами прочностного расчета. В Nastran Embedded Fatigue запрос на вывод результатов структурного прочностного расчета перед запуском анализа долговечности необязателен, что еще больше экономит время и вычислительные ресурсы. Кроме того, выполнение расчетной оценки долговечности непосредственно в среде MSC Nastran, предназначенного для расчета напряженнодеформированного состояния, обеспечивает возможность параметрической и топологической оптимизации расчетной модели по критериям долговечности (рис. 3).
Сравнительная оценка MSC.Fatigue (с графическим препостпроцессором Patran) с Nastran Embedded Fatigue была проведена специалистами MSC Software. Был реализован расчет усталостной прочности и долговечности кабины магистрального тягача Navistar Heavy Duty Truck по традиционной схеме и аналогичный расчет с использованием NEF (рис. 4−5).
Расчетная модель кабины насчитывала свыше ста тысяч конечных элементов и более полумиллиона степеней свободы. Для моделирования ускоренных дорожных испытаний был задействован специальный модуль MSC.Fatigue — «Duty Cycle Analyser» — уникальный инструмент, помогающий инженеру-расчетчику сформировать сложный нагрузочный цикл, состоящий из Большого числа стандартизированных блоков нагружения конструкции. В рассматриваемом примере каждый из таких блоков нагружения соответствовал движению автомобиля в различных условиях и по дорогам с различными покрытиями (асфальт, булыжник, бетонные плиты), движению через железнодорожные переезды и преодолению различного рода препятствий (рис. 6).
- Duty cycle
- Ускоренные испытания «shaker test»
- Время одного цикла — 3478 секунд — 58 минут
- Эквивалент — 1197 миль
- Цель испытаний
- 30 000 миль пробега
- 250.6 повторений нагрузочного цикла
- 10.1 дней
- Визуальный контроль после каждого цикла
Event# |
Name |
Description |
Duration (s) |
Repeats |
Total Time (s) |
---|---|---|---|---|---|
1 |
еаЮ |
Empty Abbreviated Belgian Blocks at 10 mph |
38.0 |
4 |
152.0 |
2 |
egvl |
Empty Gravel Road |
14.0 |
3 |
42.0 |
3 |
er20 |
Empty Railroad Crossing at 20 mph |
6.0 |
3 |
18.0 |
4 |
егЗО |
Empty Railroad crossing at 30 mph |
6.0 |
3 |
18.0 |
5 |
Ip10 |
Loaded Primary Belgian Blocks at 10 mph |
96.0 |
5 |
480.0 |
6 |
1р12 |
Loaded Primary Belgian Blocks at 12 mph |
58.0 |
29 |
1682.0 |
7 |
1р14 |
Loaded Primary Belgian Blocks at 14 mph |
54.0 |
7 |
378.0 |
8 |
1г20 |
Loaded Railroad Crossing at 20 mph |
6.0 |
3 |
18.0 |
9 |
Ir30 |
_oaded Railroad Crossing at 30 mph |
6.0 |
3 |
18.0 |
10 |
Is20 |
Loaded Supplemental Course at 20 mph |
34.0 |
2 |
68.0 |
11 |
nois |
Shaped Noise |
302.0 |
2 |
604.0 |
Вычисления производились на четырехпроцессорной машине под управлением ОС Windows 7 с использованием 16 гигабайт оперативной памяти. Суммарное машинное время расчета с использованием NEF составило 24,55 мин., а расчет по классической, или традиционной, схеме занял 118,79 мин. (рис. 7).
При этом требуемый объем дискового пространства для вычислений с использованием NEF сократился почти в пять раз, а количество отдельных файлов, необходимых для расчета, сократилось с двухсот до двух (рис. 8−9)! Совершенно очевидно, что при исследовании расчетных моделей с большей размерностью, например, полноразмерной модели корпуса судна или планера самолета, эффективность применения Nastran Embedded Fatigue будет еще больше.
Такие впечатляющие результаты красноречиво свидетельствуют, что NEF идеально подходит для решения задач в первую очередь в аэрокосмической и автомобильной промышленности, где используются большие (сотни тысяч конечных элементов) и сверхбольшие (миллионы конечных элементов) расчетные модели.
Компании MSC Software в этом году исполнилось 50 лет и на протяжении этой полувековой истории MSC разрабатывает программное обеспечение для производителей космической, авиационной, автомобильной и железнодорожной техники, медицинского и энергетического оборудования. Программные решения MSC Software широко используются в судостроении, вертолетостроении, двигателестроении, электронной промышленности и биомедицине.
С помощью программных продуктов MSC Software предприятия в кратчайшие сроки и с минимальными издержками выводят на рынок высокотехнологичные изделия, обладающие высочайшими эксплуатационными характеристиками и отвечающие самым строгим требованиям по безопасности и ресурсу.
MSC Software постоянно совершенствует существующую линейку расчетных инженерных комплексов и предлагает абсолютно новые подходы для решения все более сложных инженерных задач, обеспечивающие предприятиям еще большую конкурентоспособность их продукции.
Время, необходимое для расчета долговечности, мин. |
||||
---|---|---|---|---|
Стадия расчета |
Псевдостатический расчет по традиционной схеме MSC.Fatigue+Patran |
Переходный процесс (Modal Transient) по традиционной схеме MSC.Fatigue+Patran |
Псевдостатический расчет Nastran Embedded Fatigue (NEF) |
Переходный процесс (Modal transient) Nastran Embedded Fatigue (NEF) |
Структурный расчет |
1,92 |
17,84 |
- |
- |
Генерация исходных данных Fatigue |
8,44 |
21,87 |
- |
- |
Решатель Fatigue |
38,20 |
79,08 |
- |
- |
Суммарное время расчета |
48,56 |
118,79 |
11,67 |
24,55 |
Требуемый объем дискового пространства, мегабайт | |||||
---|---|---|---|---|---|
Используемые типы файлов |
Расширение |
Псевдостатический расчет по традиционной схеме MSC.Fatigue+Patran |
Переходный процесс (Modal transient) по традиционной схеме MSC.Fatigue+Patran |
Псевдостатический расчет Nastran Embedded Fatigue (NEF) |
Переходный процесс (Modal transient) Nastran Embedded Fatigue (NEF) |
Хранение данных структурного расчета |
.xdb |
79,95 |
271,546.57 |
- |
- |
Файл исходных данных для Fatigue |
.fin |
0,10 |
21,87 |
- |
- |
Файл исходных данных для Fatigue |
.fes |
157,27 |
11,040.96 |
- |
- |
Файлы результатов Fatigue |
.fef* |
71,40 |
71,40 |
(71,40) |
(71,40) |
Файлы результатов Fatigue |
.op2* |
- |
- |
31,02 |
31,02 |
в сумме |
308,52 |
282,660.21 |
31,02 |
31,02 |
Менеджмент расчетных данных — необходимое количество файлов для разных этапов расчета прочности и долговечности |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Стадии решения |
Тип данных |
Расширение файла |
Псевдостатический расчет по традиционной схеме MSC.Fatigue+Patran |
Переходный процесс (Modal transient) по традиционной схеме MSC.Fatigue+Patran |
Псевдостатический расчет Nastran Embedded Fatigue (NEF) |
Переходный процесс (Modal Transient) Nastran Embedded Fatigue (NEF) |
MSC Nastran -структурный прочностной расчет |
Input |
.dat |
1 |
11 |
1 |
1 |
Result |
.xdb |
1 |
11 |
|||
Result |
.op2 |
- |
- |
1 |
1 |
|
Fatigue — расчет долговечности |
Load history |
.dac |
132 (12×11) |
132 |
||
Input |
.fin |
11 |
11 |
|||
Input |
.fes |
11 |
11 |
|||
Result |
.fef |
11 |
11 |
|||
Material DB |
.adb /.mdb |
2 |
2 |
|||
Load DB |
.adb /.tdb |
2 |
2 |
|||
в сумме |
171 |
191 |
2 |
2 |
технический эксперт MSC Software Rus
Тел.: (495) 363−0683
E-mail: Valeriy.Shirobokov@mscsoftware.com
Скачать статью в формате PDF — 1.38 Мбайт |