Главная » CADmaster №5(66) 2012 » Образование и повышение квалификации Инновационная стратегия компьютерной геометрической и графической подготовки
Переход на двухуровневую систему образования в вузах привел к появлению выпускников со степенями «бакалавр» и «магистр». Возникло понятие «направление подготовки» с квалификацией (степенью) выпускника «бакалавр» и «магистр».
У бакалавров появились профили, наименования которых соответствуют названиям соответствующих прежних специальностей. Для большинства технических профилей в макетах учебных планов остались дисциплины, обеспечивающие компьютерную геометрическую и графическую подготовку (КГГП). Ранее авторами для российских технических вузов была разработана стратегия такой подготовки, базирующаяся на широком использовании технологий компании Autodesk. Положения этой стратегии, более десяти лет апробировавшейся в НГТУ им.
В 2009–2011 гг. российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения, в разработке которых авторы имели честь принимать участие в составе республиканского учебнометодического Совета по направлению 230400 — «Информационные системы и технологии».
Для реализации инновационной стратегии КГГП в ФГОС третьего поколения в вариативную (профильную) часть учебных планов и дисциплин по выбору студента заложен ряд соответствующих дисциплин трех видов:
- фундаментальных (вычислительная, начертательная, аналитическая, аффинная, дифференциальная и проективная геометрия, геометрия и топология многообразий);
- прикладных (геометрическое моделирование, компьютерная графика, виртуальное моделирование и анимация, геоинформационное моделирование, компьютерный дизайн);
- информационно-технологических (профессиональные программные продукты).
В учебные планы основных образовательных программ стандартов ВПО по этому направлению в профили «Информационные технологии в дизайне» и «Информационные технологии в медиаиндустрии» введен ряд дисциплин, поддерживающих КГГП: «Компьютерная геометрия и графика, обработка изображений», «Проектирование информационных систем в дизайне и медиаиндустрии», «Методы и средства визуального представления информации в дизайне и медиаиндустрии», «Инструментальные средства информационных технологий дизайна и медиаиндустрии», «Геометрическое исследование объектов дизайна», «Моделирование информационных систем в дизайне», «Мультимедиатехнологии в дизайне и в медиаиндустрии», «Технологии виртуальной реальности в дизайне и медиаиндустрии» и др.
В учебные планы магистерских программ кафедры графических информационных систем НГТУ им.
При разработке учебных программ для этих дисциплин в качестве базовых были выбраны новейшие версии программных продуктов компании Autodesk:
- Autodesk Alias;
- Autodesk Inventor;
- AutoCAD Electrical;
- AutoCAD Mechanical;
- Autodesk 3ds Max;
- Autodesk Maya;
- Autodesk Showcase;
- Autodesk Inventor Publisher;
- Autodesk Vault;
- Autodesk 123D Catch.
Технологии Autodesk используются на разных этапах учебного процесса в высших учебных заведениях:
- при освоении конкретных дисциплин;
- при прохождении практики;
- при выполнении курсовых и дипломных проектов, выпускных работ бакалавров, магистерских диссертаций.
Вступление России в ВТО предполагает модернизацию всего реального сектора экономики, которая невозможна без комплексной информатизации. Именно от нее напрямую зависит конкурентоспособность выпускаемой предприятиями продукции, качество изделий и сроки их изготовления, производительность труда, достойная оплата труда работников
Комплексную информатизацию деятельности предприятия определяют технологии информационной поддержки жизненного цикла изделий — ИПИ-тех-нологии (PLM — Product Life Cycle Management; CALS — Continuous Acquisition and Life cycle Support) (рис. 1). В соответствии с утвержденными Правительством и Министерством образования РФ документами, они относятся к критическим информационным технологиям (ИТ) в реальном секторе экономики.
В условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ГОС) третьего поколения в стратегии модернизации КГГП отмечается тенденция к компетентностному подходу подготовки студентов технических вузов. Принципиально новой особенностью такого подхода является необходимость безусловного учета требований ИПИ-технологий.
Отличительной чертой современной КГГП является SD-технология. Она значительно повышает производительность и качество моделирования, его вариативность, быстроту восприятия созданных проектов последующими разработчиками ЖЦ, что особенно важно в ИПИ-технологиях и чего принципиально невозможно было добиться на основе методов Монжа.
Информационные 3D-модели применяются на всех стадиях ЖЦ изделий и инфраструктуры. Основополагающим компонентом КГГП представляется геометрическая 3D-модель (ГМ) — математическое описание структуры изделия, включающая полный набор координат и геометрических характеристик его элементов (рис. 2).
В ИПИ-технологиях развивается инновационная идеология создания цифрового прототипа — ЦП (Digital Prototyping), которую продвигает Autodesk. Именно это обстоятельство, а также активная позиция компании в области развития экологически рационального проектирования и разработки «облачных технологий» стали основными факторами при внедрении ЦП в образовательный процесс технического университета. Кроме того, большую роль сыграла и грамотная политика компании по работе со студентами и вузами. Autodesk предоставляет вузам, студентам и преподавателям для освоения новейшие бесплатные версии своих программных продуктов. Сравнительно недавно образованная компанией служба по работе с вузами позволила университету заключить договор о стратегическом партнерстве с Autodesk, организовать свой образовательно-научный центр, получить целому ряду преподавателей соответствующие сертификаты, создать группу студентов-экспертов.
На рис. 3, 4, 5 и 8 представлены выполненные студентами НГТУ образцы ЦП некоторых изделий, позволяющие проверить, как будущее изделие вписывается в окружающую среду (рис. 6).
На рис. 7 представлен фрагмент магистерской диссертации «Исследование проблемы построения информационной системы «Экологически рациональное проектирование».
Для реализации такой инновационной стратегии КГГП был разработан ряд учебников, учебных пособий и информационных обучающих систем (рис. 9−11).
директор Нижегородского областного центра новых информационных технологий
НГТУ им.
E-mail: raykinl@yandex.ru
Игорь Мерзляков,
заведующий кафедрой графических информационных систем
НГТУ им.
руководитель образовательного учебного центра
Autodesk НГТУ
E-mail: inmerzliakov@gmail.com
Игорь Райкин,
доцент кафедры ГИС
НГТУ им.
E-mail: raikin.igor@gmail.com
Скачать статью в формате PDF — 490.7 Кбайт |