Главная » CADmaster №2(63) 2012 » Машиностроение Пересечения интересов
Пересечения, коллизии, интерференция^ Как только ни называют производители того или иного ПО нарушения в проектах, при которых геометрия одних конструкций пересекается с геометрией других. Простое по своей сути явление породило целый ряд программных продуктов, множество новых функций и технологий.
И чем же так интересны эти пересечения? Все дело в том, что переход от черчения к моделированию, а затем к построению «информационных систем» требовал постоянного поиска новых дополнительных возможностей инновационных САПР. Пришлось приложить титанические усилия для убеждения инертного проектного сообщества в том, что только при помощи построения интеллектуальной системы возможно однозначное согласование всей проектной документации. И только автоматическая генерация разрезов, фасадов планов
Время шло, информационное моделирование из красивой идеи превратилось в набор весьма конкретных инстру
ментов и технологий. И разработчикам стали очевидны две вещи. Во-первых, нужны новые просторы для развития качества проектов САПР, особенно выполняемых специалистами смежных специальностей. А во-вторых, помимо генерации чертежей построенная 3D-модель позволяет осуществлять львиную долю анализа.
Именно на стыке этих двух течений и возникла идея анализа трехмерных моделей на наличие пересечений.
Первоначально в некоторых продуктах, таких как, например, Revit или Archicad, появились инструменты внутреннего анализа пересечения конструкций. Инструменты, вполне справляющиеся с поставленными задачами, и в рамках внутриплатформенного взаимодействия вряд ли можно придумать что-либо лучшее. Но, к сожалению, в существующих условиях всемирной глобализации закрытое внутриплатформенное взаимодействие превратилось в весьма утопичную идею. Все больше и больше глобальных проектов осуществляет целый ряд организаций, использующих различные, порой несовместимые САПР.
Соответственно, появилась острая необходимость в идеологически новом продукте, способном скомпоновать проекты из различных систем и при этом предоставить инструментарий для анализа проекта.
Для удовлетворения насущных потребностей рынка компания Autodesk предложила новый, отвечающий чаяниям проектировщиков инструмент — Navisworks. Этот продукт быстро перешагнул стадию «детских болезней» NavisWorks JetStream и превратился в серьезное отраслевое решение Autodesk Navisworks. Среди основных преимуществ данного продукта компания Autodesk особо отмечает следующие
- легкий интерактивный обзор проекта и качественная визуализация;
- разработка и координация модели в одном месте;
- улучшенная совместная работа над проектом;
- экономия времени при невысокой стоимости проекта;
- реалистическая визуализация проекта.
За этими формальными лозунгами скрывается огромный функционал простого, на первый взгляд, продукта. Текущая версия Navisworks Manage 2012 позволяет своим пользователям:
- импортировать 26 ключевых отраслевых форматов файлов, включая облака точек, полученных в результате сканирования. На данный момент осуществляется нативная поддержка файлов с приборов Faro, Leica, Riegl, Z+F;
- создавать фотореалистичные изображения и анимации при помощи реалистичного HDRI-освещения, RPC-объектов и множества иных разнообразных средств;
- производить анализ коллизий, используя полную информацию об объектах, и формировать структурированные отчеты;
- применять информацию из систем планирования Asta Powerproject, Microsoft Project, Oracle Primavera;
- осуществлять нативный экспорт из продуктов Autodesk и их конкурентов (MicroStation, Archicad) с помощью ряда плагинов, разработанных для Navisworks;
- использовать Bluestreak для совместной работы над проектом.
Главное «оружие» продукта — огромный перечень форматов. В зависимости от поставленных задач можно использовать те или иные форматы экспорта из одного и того же продукта. Так, чтобы упростить сборку и структурировать содержимое проекта, для экспорта из Autodesk Revit в Navisworks можно применить формат *.dwf, а чтобы воспользоваться всеми преимуществами передачи материалов — формат *.fbx.
При всем этом продукт позволяет анализировать поистине гигантские сборки. И чем масштабнее проект, чем больше деталей и конструкций, тем очевиднее преимущества.
И если для жилого здания коллизии, как правило, устраняются на месте (за исключением редких случаев, вроде попадания магистральных трубопроводов и воздуховодов в несущие колонны), то для сложных промышленных объектов, содержащих огромное количество технологического оборудования и трубопроводных развязок, это чревато нарушением технологического процесса, снижением эксплуатационных характеристик и возрастанием угроз безопасности.
Устранение даже, на первый взгляд, простых коллизий в условиях плотной компоновки может оказаться долгим, трудоемким и, что немаловажно, дорогостоящим предприятием.
Но самое главное, коллизии могут возникать в процессе не только проектирования, но и монтажа новых конструкций, и даже на стадии реконструкции. И возможность собрать внутри одной платформы уже существующий проект, созданный в одной САПР, и проект реконструкции, разрабатываемый в другой, может стать особенно актуальной уже завтра, когда у каждого проекта будет готовая цифровая модель. А успешная интеграция подобного продукта в проектные организации — это требование уже сегодняшнего дня.
технический специалист Consistent Software Distribution
Тел.: (495) 380−0791
E-mail: dmitriy.sarychev@csd.ru
Скачать статью в формате PDF — 2.30 Мбайт |