Главная » CADmaster №5(60) 2011 » Машиностроение SmartMarine 3D — эффективное решение Intergraph для проектирования судов и морских сооружений
Автоматизация проектирования в современном судостроении как довольно специфической отрасли машиностроения сталкивается с объективными трудностями, связанными со своеобразием изделия — объекта производства. Есть и ряд организационно-технических проблем, обусловленных устаревшей методологией проектно-конструкторских работ и наличием целого «зоопарка» САПР (конструкторских, технологических, расчетных). При этом база электронного документооборота и управления инженерными данными в судостроении довольно слабая, не отвечающая современным требованиям. В результате — неизбежные потери данных, затем их восстановление, многократное внесение изменений в проект. Все это снижает эффективность работы и повышает стоимость продукции.
При выборе специализированной САПР для судостроения, как правило, большее внимание обращают на ее проектировочную часть: вопросы моделирования сложных обводов корпуса, специфических конструкций
В этой статье мы хотим обратить внимание судостроителей на комплексное решение компании Intergraph для проектирования судов и морских инженерных сооружений SmartMarine 3D.
Это решение базируется на технологии под общим названием SmartPlant Enterprise (SPE), которая успешно применяется на промышленных предприятиях и в нефтегазовой отрасли.
О компании Intergraph
Корпорация Intergraph (www.Intergraph.com) за почти 40 лет своей деятельности стала мировым лидером в разработке и поставке интегрированных компьютерных информационных технологий для управления и информационного сопровождения промышленных объектов как для правительственных организаций федерального и местного уровня, так и для корпорации и предприятии.
На протяжении двух последних десятилетии Intergraph неизменно входит в число ведущих компаний мира как разработчик и поставщик новейших систем автоматизированного проектирования и информационного сопровождения объектов нефтегазовой отрасли и энергетики, морских и офшорных сооружений, нефтегазопереработки и нефтехимии.
По данным ARC и Daratech, корпорация Intergraph значительно опережает своих конкурентов в этом сегменте рынка не только по доходам и по численности персонала, но и по объему инвестиций в разработку программного обеспечения.
В корпорации работает более 6500 сотрудников, а ее представительства расположены в 70 странах мира. Штаб-квартира и производственная база корпорации находятся в городе Хантсвил (штат Алабама) — одном из центров космической и компьютерной индустрии США.
Корпорация Intergraph — производитель всех компонентов автоматизированных систем и систем управления промышленными объектами на всех стадиях их жизненного цикла, что позволяет обеспечить выполнение всех видов работ для:
- земельного и городского кадастра, управления инженерными коммуникациями энергоснабжения, газоснабжения, водораспределения, канализации и связи;
- управления транспортом и диспетчерскими службами общественной безопасности (полиции, пожарной охраны, скорой помощи); проектирования, управления и информационного сопровождения промышленных объектов на всех стадиях их жизненного цикла.
Корпорация Intergraph создает свои системы совместно с компаниями IBM, Microsoft, Oracle, SAP, MRO Software и другими, чьи продукты де-факто стали стандартами в сфере современных информационных технологий.
Клиентами Intergraph является большинство проектных и строительных компаний мира (EPC-компаний), таких как Fluor, Technip, Bechtel, Linde, Lurgi, Technimont, Samsung Heavy Industries
Используя информационные технологии корпорации Intergraph, EPC-компании создают интегрированные логические и трехмерные модели обустройства нефтегазовых месторождений, проектируемых заводов, добывающих платформ и морских судов.
Эти модели используются для автоматического выпуска проектной документации, разработки графиков строительства, размещения заказов и организации поставок оборудования и материалов, контроля правильности монтажа, выполнения пусконаладочных работ и передачи исполнительной документации заказчику.
В то же время корпорация Intergraph плодотворно сотрудничает с крупнейшими эксплуатирующими организациями, в том числе с такими нефтегазовыми, химическими и энергетическими гигантами, как Shell, Statoil, ExxonMobil, Chevron, Sinopec, Dow Chemical, Air Products, BASF, E.ON и многими другими.
Эксплуатирующим компаниям поставляются технологии создания и поддержания в актуальном состоянии единой корпоративной базы данных, в которой содержится вся техническая информация по всем строящимся и эксплуатируемым промышленным объектам.
В России технологии Intergraph используются в крупных проектных организациях, а также нефтяных, металлургических и энергетических компаниях: ОАО «ВНИ-ПИнефть», ОАО «Омскнефтехимпроект», ЗАО «Нефтехимпроект», ОАО «Зарубежэнергопроект», ОАО «Ростовтеплоэлект-ропроект», НК «Роснефть», ГК «Росатом», НК «ЛУКОЙЛ», ОК «РУСАЛ», ГМК «Норильский никель»
SmartMarine 3D — принципиально новый способ разработки и проектирования морских судов и плавучих инженерных сооружений
Intergraph SmartMarine 3D (ранее — IntelliShip) — самое современное из предлагаемых за последние два десятилетия ПО для проектирования морских сооружений. Это решение предназначено для оптимизации процессов проектирования при полном сохранении существующих данных и возможности их повторного использования. SmartMarine 3D предоставляет все инструменты для проектирования и построения морского оборудования разных типов: полупогружных, фиксированных и других типов платформ; военных кораблей и коммерческих судов; плавучих систем нефтедобычи, хранения и выгрузки, а также других типов офшорных сооружений.
Основной упор в этой системе сделан на информационное сопровождение жизненного цикла морских сооружений. Полный набор возможностей проектирования, производства и управления жизненным циклом предоставляется в рамках одной интегрированной среды. SmartMarine 3D предлагает эффективные средства поддержки принятия решений для упрощения глобального проектирования, производства и оптимизации жизненного цикла, делая в конечном счете вашу компанию более конкурентоспособной.
SmartMarine 3D позволяет избежать ограничений, налагаемых традиционной технологией проектирования. Не ограничиваясь простым проектированием, SmartMarine 3D его оптимизирует, тем самым позволяя повышать производительность и сокращать сроки проведения проектных работ.
Конкурентные преимущества
Возможности масштабирования и модульная конструкция SmartMarine 3D позволяют и крупным, и небольшим организациям настраивать в точности тот тип системы, который соответствует их требованиям к производственному процессу и учитывает имеющиеся производственные ресурсы.
Возможности SmartMarine 3D:
- оптимизация процессов строительства;
- снижение затрат на персонал и материалы;
- сокращение времени проектирования и построения судов мирового класса;
- введение гибких производственных функций, еще неизвестных в традиционных системах трехмерного проектирования;
- решение задачи, с которой сталкивается всё большее число компаний, а именно проектирование и производство морских объектов;
- улучшенная интеграция со смежными производственными процессами и вычислительными системами;
- концептуальное проектирование объединено с детальным проектированием и производством.
Какие конкретные конкурентные преимущества получает пользователь Smart-Marine 3D?
- Среда мультидисциплинарного проектирования, в которой информация обо всех стадиях проекта постоянно доступна всем участникам в полном объеме.
- Сокращение времени обучения новых пользователей, расширение пользовательской базы и повышение производительности.
- Поддержка как концептуального, так и детального проектирования. Это решение позволяет оптимизировать процессы проектирования, устранить переработку и ручные проверки, требующие много времени.
- Управление проектами в рамках компании для всех участников: проектировщиков, строителей, субподрядчи-ков/поставщиков, руководителей. Проектирование и повторное использование данных, предоставление широкому кругу пользователей актуальной информации о модели продукта.
Автоматическое создание чертежей и отчетов позволяет снизить затраты на проектирование, обеспечивает точность и своевременное обновление документации проекта.
SmartMarine 3D интегрируется в Smart-Marine Enterprise с другими продуктами Intergraph, такими как SmartPlant Instrumentation для КИПиА и SmartPlant P&ID, формируя на предприятии оптимальный рабочий процесс. SmartMarine 3D сохраняет корпоративные знания и обеспечивает преемственность и конструкторские нововведения.
Простота использования
Для работы со SmartPlant 3D не требуются навыки специалиста по САПР. Знакомая среда Microsoft Windows стимулирует «тестирование и изучение» этого ПО и позволяет сократить время обучения.
Решение SmartMarine 3D включает «минипомощников», которые упрощают выполнение различных этапов проектирования.
Сокращение сроков проектных работ
Благодаря распределению задач проектирования между участниками процесса, а также поддержке динамики проектной группы SmartMarine 3D позволяет инженеру выполнять больший объем работы. Таким образом, система является надежным инструментом подрядчика и руководителя в проектах любых размеров и уровней сложности.
Правила проектирования, которые повышают качество данных, гарантируют целостность проекта и обеспечивают высокий уровень автоматизации проектирования и производства морских сооружений. Проверка коллизий корпуса и насыщения обеспечивает согласованное управление изменениями и позволяет устранять коллизии в самый удобный момент — сразу после их возникновения.
В системе расширены возможности работы над корабельными конструкциями: усовершенствованы моделирование, детализация и производство и опорных ферм для буровых платформ, и узлов ферм.
Автоматизация типовых задач, то есть настроенные правила проектирования, задают детализацию листовых деталей и профилей, размещение ребер жесткости, определение характера прохода ребер жесткости, разделки кромок под сварку, вырезов, шпигатов
Благодаря автоматизации создания чертежей на основе модели существенно снижаются затраты на проектирование, гарантируются точность и своевременное обновление проектной документации.
SmartPlant Enterprise — среда, обеспечивающая информационное сопровождение этапов жизненного цикла инженерного сооружения
Разработанная корпорацией Intergraph технология под общим названием SmartPlant Enterprise (SPE) обеспечивает структуризацию и интеграцию разнородных инженерных данных в едином информационном пространстве предприятия. Всем звеньям проектного, строительного, эксплуатирующего и управленческого персонала это дает эффективный механизм доступа к работе с объектом через центральное хранилище данных, содержащее все необходимые инженерные данные и документацию для планирования, учета, контроля и анализа технических и управленческих решений на всех стадиях жизненного цикла в полном соответствии с положениями ISO 15926 и 10303.
Эта технология обеспечивает проектировщику возможность получить от заказчика граничные условия и исходные требования к объекту строительства и передать ему логические модели, 3D-модель объекта проектирования, а также всю рабочую документацию, синхронизированную с моделями объекта проектирования.
SmartMarine 3D с точки зрения специфики судостроительного проектирования
Генерация управляющих программ ЧПУ для резки, раскроя, гибки |
|
Информация по разделке кромок деталей под сварку. | |
Автоматизированное создание настраиваемых спецификаций и производственных отчетов. | |
Автоматизированное создание чертежей. | |
Автоматизированное создание эскизов деталей. | |
Полный набор информации для производства оснастки. |
У судостроительного завода есть возможность с помощью SPE построить и передать заказчику изделие в строгом соответствии с исполнительной документацией. Владелец предприятия, использующий SPE, может сопровождать процессы эксплуатации необходимой актуальной нормативно-технической документацией. Руководители всех звеньев благодаря работе в SPE могут эффективно контролировать и управлять бизнес-процессами на основе достоверной и актуальной технической информации.
Использование технологии SPE обеспечивает не только сквозную интеграцию всех стадий жизненного цикла объекта, но и интеграцию с ведущими системами ERP и EAM масштаба предприятия.
При этом на стадии проектирования, основываясь на базе полученных первичных данных по объекту, технология SPE обеспечивает выполнение таких фундаментальных задач, как:
- создание интегрированной информационной модели (технологической модели) и управление ее воплощением — от инвестиционного замысла до ввода объекта в эксплуатацию, включая соответствие фактическим параметрам и физическим характеристикам («как спроектировано, так и построено»);
- организация целевой деятельности по коррекции интегрированной информационной модели в процессе эксплуатации — в зависимости от поставленной задачи на базе актуализированных инженерных данных.
Учитывая необходимость создания единого центрального хранилища как источника всех инженерных данных по объекту для его проектирования, строительства и эксплуатации и среды обмена информацией между всеми участниками проекта, а также основы для интеграции систем САПР, ERP и EAM, уже на первом этапе необходимо внедрить компоненты 2Б-решений по созданию логических моделей объекта, служащих источником данных по всему оборудованию и системам, а также средой интеграции всех предыдущих наработок и данных пользователя.
Следовательно, при разработке плана внедрения технологии SmartPlant Enterprise в проектное производство на первом этапе необходимо настроить и внедрить следующие компоненты технологии, обеспечивающие создание логических моделей объекта проектирования:
- SmartPlant P&ID (позволяет создать функционально-технологическую модель (ФТМ), служащую источником технической информации по оборудованию, трубопроводным линиям, арматуре, точкам контроля, связям схем с 3D-моделью при компоновке для проверки соответствия
и т.д.); - SmartPlant Instrumentation (позволяет создать модель системы автоматизации (МСА) КИПиА, телекоммуникационных систем, АСУ ТП как источника данных по устройствам и приборам, контурам управления, схемам кабельных соединений, монтажно-установочным чертежам, опросным листам на устройства
и т.д.); - SmartPlant Electrical (позволяет создать модель систем электроснабжения, содержащую данные по электротехническому оборудованию, включая перечни электропотребителей со шкафами управления и питания, перечни распределительных устройств, кабельные журналы, спецификации кабелей
и т.д.).
Кроме того, следует настроить и внедрить компоненты SmartPlant Enterprise, обеспечивающие создание физических моделей объекта, в том числе проектирование на базе SmartPlant 3D трехмерной модели объекта как источника данных по оборудованию, включая трубопроводные линии, арматуру, кабели, вентиляционные системы и электрические сети.
Пример применения
Судостроительная корпорация STX Europe традиционно применяет сочетания различных программных продуктов, в том числе Bentley, AVEVA, Siemens, Intergraph и ряд других. Компания произвела анализ рынка САПР в поиске интегрированного решения с целью повышения производительности и эффективности. Для данного проекта был выбран SmartMarine Intergraph, что (учитывая сложность проекта) свидетельствует о качестве системы.
Тоннаж (стандартный) | 16 500 тонн |
Тоннаж (полный) | 21 300 тонн |
Тоннаж (предельный) | 32 300 тонн |
Длина наибольшая | 199 м |
Ширина по ватерлинии | 32 м |
Высота | 64,3 м |
Бронирование | Нет |
Технические данные | |
---|---|
Силовая установка | Три дизель-генератора «Вяргсиля» 16 V32 (6,2 МВт), один дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 МВт).Две винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 МВт) |
Мощность | 20 200 л.с. (15 МВт) |
Винты | Два пятилопастных |
Скорость максимальная | 19 узлов |
Скорость крейсерская | 18 узлов |
Дальность плавания | 10 800 км (5800 миль) на 18 узлах (33 км/ч) 19 800 км (10 700 миль) на 15 узлах (28 км/ч) |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 160 человек + 450 человек морской пехоты |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | Две навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster Е250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG |
Зенитное вооружение | 2x2 ПУ ЗРК Simbad, две30 мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7 мм пулемета «Браунинг» |
Авиационная группа | 16 тяжелых вертолетов или 32 легких вертолета |
Алексей Рябоконь,
инженер САПР
Александр Ермушин,
директор
Александр Тучков,
к.т.н., технический директор
Скачать статью в формате PDF — 2.22 Мбайт |