Главная » CADmaster №2(52) 2010 » Машиностроение Подготовка данных для работы отдела материально-технического снабжения в системе TechnologiCS
Продолжая цикл публикаций, начатый в журнале CADmaster
Необходимо также отметить, что в ходе проекта была использована новая функциональность TechnologiCS V5.7., позволившая «команде внедрения» и специалистам предприятия решить поставленные задачи на качественно более высоком уровне.
Исходя из сказанного выше, сформулируем основные задачи, стоящие перед службой материально-технического снабжения.
- Определение потребности предприятия в материалах и комплектующих с учетом имеющихся складских запасов.
- Изыскание возможностей покрытия этой потребности в определенные сроки и по экономически выгодным ценам.
Решение этих задач обеспечивается правильной организацией и эффективным функционированием следующих процессов:
- регистрация контрактов и прилагающихся к ним спецификаций (зона ответственности отдела подготовки договоров);
- ведение состава изделия (зона ответственности конструкторских служб);
- проектирование и поддержка технологии изготовления (зона ответственности технологических служб).
Эти процессы должны обеспечить необходимое информационное поле (исходные данные) для поддержки другой группы процессов:
- расчета потребностей, обеспечивающих выполнение заказов и основанных на актуальной нормативной информации (зона ответственности планово-диспетчерского отдела);
- формирования и регистрации заявок на закупку ТМЦ. Этот процесс обеспечивает накопление информации о количестве необходимых материальных ресурсов (зона ответственности планово-диспетчерского отдела).
Проиллюстрируем функционирование указанных процессов.
При внесении в систему TechnologiCS информации о контракте (договоре с потребителем) существенное значение для нас имеет спецификация контракта (перечень и количество товарной продукции, которую нужно изготовить и отгрузить по контракту). Как правило, к этому моменту конструкторские спецификации, технологические процессы и материалы в системе уже должны быть. Исключение составляет продукция, которая планируется к изготовлению впервые, — для нее должна быть проведена подготовка производства.
Чтобы обеспечить полноту информации, описывающей изделия, предусмотрена специальная процедура проверки, которая обычно выполняется в момент формирования итоговой спецификации на контракт либо его часть. Проверка проводится специалистами технического отдела. При этом специально разработанный интерфейс TechnologiCS позволяет сотруднику получить агрегированные данные, на основании которых он может:
- дать точную оценку полноты и правильности информации о материалах и комплектующих, необходимых для изготовления изделия;
- корректно произвести необходимые замены;
- внести дополнительные условия поставки (например: размер листа, из которого планируется изготовление изделия, конкретная карта раскроя
и т.п.).
Пример интерфейса приведен на рис. 1.
Необходимо отметить, что при работе со всем этим массивом информации может возникнуть необходимость выполнения некоторых сервисных процедур, которые представляются очень важными с точки зрения последующего построения системы производственного учета. А именно:
- контроль и пересчет материальных потребностей к закупочным единицам измерения;
- внесение дополнительных условий поставки (размер листа, длина прутка
и т.д.); - пересчет в альтернативные единицы измерения;
- контроль свободных остатков по складу и резервирование за заказом;
- организация замен материальных ресурсов;
- проверка на соответствие нормативной документации.
Остановимся подробно на особенностях указанных процедур.
- Разделение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по типам (основные и вспомогательные материалы, стандартные, комплектующие, покупные
и т.п.) позволяет существенно упростить подготовку заявок с учетом всех необходимых и согласованных замен. При больших объемах данных эта возможность позволяет пользователю комфортно осуществлять контроль и пересчет материальных потребностей для нескольких позиций из перечня материалов. - Использование специального режима «Проверка нормирования» снимает традиционный вопрос качества и полноты внесенной информации. В нашем случае проверке подлежит наличие и корректность нормы расхода материала по всем позициям.
- Все нормы расхода в обязательном порядке пересчитываются к базовым (учетным) единицам измерения. Это важно для сравнения потребностей с остатками на складах. Дело в том, что учетные единицы измерения не всегда совпадают с закупочными единицами, и это не является ошибкой. Периодически возникают ситуации, когда номенклатура планируется в одной единице измерения, а закупается и учитывается в другой. Для решения этой задачи используется пересчет базовых единиц измерения в альтернативные единицы. Пересчет осуществляется с использованием специальных таблиц коэффициентов (рис. 2).
Система также позволяет выполнить пересчет в альтернативные единицы измерения по общему количеству, по количеству, указанному в заявке, и по дефициту.
При отсутствии коэффициентов пересчета или несоответствии единицы нормирования и базовой единицы измерения выдается соответствующее предупреждение (рис. 3). При этом количество в заявке устанавливается равным нулю, что существенно облегчает последующую проверку и корректировку норм.
После того как планово-диспетчерский отдел проверил данные и удостоверился в их корректности, можно приступить к формированию заявки на закупку ТМЦ в виде итогового перечня.
После получения итогового перечня требуемых ТМЦ планово-диспетчерский отдел проводит анализ соответствия количества ТМЦ, необходимых исходя из расчетной потребности в материалах, количеству, зарезервированному или уже поступившему по данному заказу. При этом система предоставляет сотруднику отдела следующие возможности:
- вносить ручные корректировки количества в заявке (рис. 4);
- анализировать свободные остатки по складу и при необходимости резервировать (закреплять) свободные остатки ТМЦ на заказ (рис. 5).
Результатом выполнения вышеуказанных действий является формирование общей закупочной ведомости, а также, при необходимости, закупочных ведомостей по поставщикам, типам ТМЦ
Помимо получения традиционного документа в бумажном виде, в системе TechnologiCS был создан расчетный документ «Закупочная ведомость». Напомним, что в TechnologiCS под расчетным документом мы понимаем специфический складской документ, который сам по себе не приводит к возникновению движения ТМЦ на складах, но при этом, будучи сформированным на основании проведенных расчетов и привязанным к конкретному заказу, в дальнейшем будет служить основанием для формирования учетных складских документов. В нашем случае с помощью этого расчетного документа мы сохраняем результаты формирования закупочной ведомости с привязкой к конкретному заказу (рис. 7).
При этом данные в бумажном документе «Заявка на закупку материалов» полностью соответствуют данным расчетного документа «Закупочная ведомость». Связь между этими документами осуществляется с использованием подсистемы электронного архива и документооборота.
Таким образом, все действия, связанные с подготовкой, формированием и сохранением в системе TechnologiCS ведомостей на закупку ТМЦ, согласно производственной программе, выполняются в единой среде и создают все условия для качественного производственного учета на всех последующих стадиях изготовления изделий.
Итак, мы рассмотрели способ решения задачи подготовки данных, проверки их полноты и актуальности, а также формирования необходимых для дальнейшей работы документов. Что дальше? Очевидно, что подготовленная на данном этапе информация послужит базой для организации следующих процессов:
- поступление ТМЦ и заготовок, распределение их по заказам;
-
входной контроль (рис. 8), в ходе которого для поступивших ТМЦ определяется соответствие их параметров, таких как масса, объем, количество, химический состав
и т.п. , сопроводительным документам (техническим условиям, стандартам, сертификатам, образцам); - выдача ТМЦ на заказы со складов на основе лимитно-заборных карт, требований, которые оформляются в соответствии с принятой схемой учета;
- движение материалов и заготовок, относящихся к заказу (рис. 9). При этом в процессе изготовления необходимо знать не только остатки заготовок и готовых деталей (узлов), но и количество поступивших согласно маршруту изготовления, а также выданных в производство. Эта информация нужна не только для контроля закупок, но и для решения задачи обеспечения материалами и комплектующими производственных цехов и участков, выявления материалов, находящихся в незавершенном производстве, а также проведения инвентаризации;
- процесс т.н. «закрытия заказа», когда происходит передача в архив заявок на закупку; снятие материалов, готовых деталей и комплектующих с резерва по заказу и перевод их в состояние доступности в свободных остатках; проведение анализа фактических затрат и еще некоторых действий, сопровождающих окончание работ по заказу.
Автоматизация части перечисленных процессов была описана в предыдущей статье. Следует отметить, что за время, прошедшее между публикациями, внедрение продолжалось, и система непрерывно совершенствовалась. Дополнительные возможности для этого предоставила новая версия TechnologiCS V5.7., в частности, следующие ее особенности:
- пользовательские формы ввода, предназначенные для создания собственных форм непосредственно в TechnologiCS с использованием встроенных компонент, окон (модулей) TechnologiCS и сторонних установленных ActiveX-объектов;
- пользовательские наборы данных и визуальный построитель запросов, позволяющие создавать собственные наборы данных (сохраненные запросы) и использовать их как обычные модули TechnologiCS в зависимых объектах, API, макросах, формах ввода и отчетах;
- настраиваемый пользователем интерфейс, позволяющий, не прибегая к помощи разработчика, создавать собственные автоматизированные рабочие места различной конфигурации и назначения.
Мы еще раз просим читателей внимательно рассмотреть экранные формы, показанные на рисунках к этой статье, и обратить внимание на то, что фактически они представляют собой интегрированные АРМ — автоматизированные рабочие места. АРМ, предоставляющие всю необходимую информацию для подготовки данных, содержащие массу сервисов для обработки этих данных и, в результате, позволяющие получить все необходимые документы для дальнейшей работы.
Андрей Курочкин,
CSoft Украина
Тел.: 38 (056) 749−2249
E-mail: ten@csoft.com.ua,
kurochkin@csoft.com.ua
Скачать статью в формате PDF — 310.2 Кбайт |