Главная » CADmaster №4(49) 2009 » Архитектура и строительство Целесообразность учета Global Illumination при рендеринге
В случае качественной визуализации вопрос об учете GI при рендере чаще всего решается положительно. Несмотря на однозначное увеличение времени просчета изображений и возможную нехватку мощности компьютера, при правильном подходе результат оправдывает дополнительные издержки и позволяет иллюстрировать разрабатываемый проект с высоким уровнем реалистичности.
Реализованные в программах 3D-моделирования возможности помогают создавать сложные проекты, для визуализации которых нередко требуются компьютерные ресурсы большие, чем те, что имеются в наличии. В этой ситуации работа над проектом вынужденно ведется уже по двум направлениям: оптимизация всего, что имеется, с целью снижения потребности в недостающих компьютерных ресурсах или времени на просчет и, в продолжение разработки проекта, его наращивание и усложнение недостающими элементами.
Одним из способов экономии времени рендеринга и обеспечения стабильной работы на имеющихся компьютерных мощностях является управление настройками качества вычисления GI. Его снижение до определенного уровня позволяет выходить из положения, но чаще всего с видимой потерей качества получаемых изображений. Это не всегда приемлемо, и переход на более упрощенные способы расчета освещения без GI в определенный момент может стать единственным выходом — даже с учетом неизбежных затрат на корректировку сцены проекта и несмотря на отсутствие в финальном изображении того реализма, который достигается учетом GI.
Считается, что фотореалистичная визуализация — один из лучших вариантов иллюстрации эскизного проекта, максимально способствующая правильному восприятию замысла и наглядно демонстрирующая высокий уровень выполнения работ. Но хорошая визуализация достижима и при рендеринге без учета GI. Использование возможностей нефотореалистичных рендеров, отрисовывающих грани тонируемых объектов, позволяет при более простых способах расчета освещения сцены сохранить выразительность изображений и адекватное восприятие замысла проекта.
Очевидно, что при прогнозируемой нехватке мощности компьютеров, а также при возможном дальнейшем усложнении и разрастании модели применять заведомо сложные методы расчета освещенности сцены нецелесообразно. В таких случаях лучше пользоваться упрощенными способами расчета освещения, которые обеспечивают стабильную работу на имеющейся технике и разумное время тонирования изображений.
Беспроблемный рендеринг в сжатые сроки особенно важен при производстве материалов для видеороликов. Большое количество тонируемых изображений с учетом GI может потребовать гораздо большего, чем планировалось, времени на процесс рендеринга. Между тем риск сорвать сроки при варианте без GI гораздо ниже.
Как известно, лучшее — враг хорошего. Когда в распоряжении ограниченные компьютерные ресурсы и/или нет времени биться за лучшее фотокачество, визуализацию проекта можно выполнить и без GI, используя в качестве компенсации отсутствия GI возможности нефотореалистичных рендеров. В этом случае сознательное применение упрощенного расчета освещения сцены позволяет уверенно сделать в срок хорошую визуализацию. При этом благодаря «мультяшному» отрисовыванию граней получаемые презентационные материалы приобретают специфический оттенок ручного наброска или чертежа с подчеркиванием необходимых акцентов.
Стремление в любом случае получить реалистичные изображения с обязательным учетом GI не всегда может быть правильным. Целесообразнее изначально определить оптимальную степень проработки проекта, его сложность и, в том числе, методы расчета освещения.
Следует понимать: переоценка имеющихся технических возможностей способна привести к срыву сроков исполнения проекта, что может быть совершенно неприемлемо, или к меньшему объему презентационных материалов и/или более низкому качеству тонирования. Избежать такого развития событий достаточно просто, если в определенных обстоятельствах изначально делать выбор не в пользу возможного лучшего, а в пользу хорошего и достаточного. И в соответствии с этим строить работу над проектом.
Условия разработки эскизного проекта могут быть изначально весьма различны и к тому же существенно меняться по ходу работы (как правило, они становятся более жесткими и требующими скорейшего завершения работы). Поэтому, если иметь в виду возможное изменение внешней ситуации в худшую сторону, то ориентацию на использование упрощенного расчета освещения сцены можно считать оправданной и при изначально достаточном времени для тонирования с учетом GI.
Но GI — важная составляющая при расчете освещенности сцены, без нее сложно добиться фотореалистичности освещения. Поэтому следует помнить, что при отказе от нее тонируемые изображения уже не смогут быть в полной мере фотореалистичны. Им следует придавать другой выигрышный оттенок, позволяющий достойно иллюстрировать проект получаемыми презентационными материалами. А с помощью отдельных инструментов «мультяшных» рендеров при упрощенном расчете освещения возможно сохранять выразительность тонируемых изображений и делать их весьма привлекательными.
Компенсация отсутствия при тонировании всего того положительного, что связано с расчетом GI, возможна не только инструментами «мультяшных» рендеров. Исходя из характерных особенностей той или иной области моделирования, вполне возможны и другие приемы, наиболее подходящие в качестве альтернативы сложному расчету освещенности сцены. А при определенном опыте работы такие приемы, как правило, уже выработаны и осознаны.
Наличие в арсенале визуализатора различных технологий тонирования позволяет выполнить как обычный рендеринг с претензией на фотокачество, так и визуализацию в более простой графичной манере, без необходимости обязательного расчета GI, то есть за меньшее время и/или меньшими компьютерными ресурсами.
Следует отметить, что неискушенному в 3D-графике взгляду сложно определить, благодаря чему картинка приобретает выразительность, и ему совсем не важно, как это было сделано. Вследствие различных причин тонирование приведенных изображений проводилось как с учетом, так и без учета GI, а также с эффектами нефотореалистичного рендеринга и без них. Несмотря на это, все они обладают достаточной степенью наглядности и были использованы в качестве демонстрационных материалов при представлении проектов. Поэтому, так сказать, непродвинутые и бесхитростные способы расчета освещенности нельзя считать нестоящими и не заслуживающими внимания, а их использование в работе — ошибочным и не приносящим результатов.
Важно правильно оценивать стоящие перед вами задачи и имеющиеся возможности, а на основе этого в каждом конкретном случае выбирать способы тонирования и расчет освещенности.
к.т.н.
ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект»
Тел.: (3812) 24−3060
Факс: (3812) 24−2351
E-mail: ogp@omgp.ru
Internet: www.omgp.ru
Скачать статью в формате PDF — 629.1 Кбайт |