Главная » CADmaster №3(43) 2008 » Персона Быть или быть
Любая новая компания (в том случае, когда мы говорим не о создании инструмента для оптимизации тех или иных процессов) — это прежде всего идея. Идея, которая рождается задолго до того, как получит свое материальное воплощение. Рождение идеи — процесс загадочный, почти таинственный. Его можно разглядывать и разгадывать. Можно отследить первый импульс, который оплодотворил идею, вспомнить день и час, точно обнаружить обстоятельства, при которых все происходило. Невозможно вывести алгоритм рождения идеи. Есть, конечно, различные техники, которые худо-бедно (и не более того) позволяют этот процесс запустить, но насколько они эффективны? «Брэйн шторминг» — знаем, красиво звучит. Но столь же красивых результатов обычно приносит мало. В основном на уровне пережевывания старого. И уж, конечно, это не работает так: создали компанию, придумали идею, нарисовали «миссию» (что это такое, я за долгие годы обретения «знаний» так и не понял) — и вперед. Теперь понятно, что сначала всегда идея, скорее даже некое дуновение, которое потом станет идеей. Потом то самое to be or not to be, а потом все прочие ингредиенты — разговоры, люди, встречи, документы.
Нанософт — настоящая полноценная идея, обладающая ясностью. Идея, которая невероятно проста и красива. Суть ее в том, чтобы разрабатывать для российских проектировщиков узкопрофильные доступные решения на открытой платформе (простые в установке и освоении) и предлагать эти решения пользователям с первоначальной бесплатной лицензией и минимальными платежами за обновления. Слишком просто, как-то почти наивно… Да. Но только на первый взгляд. На самом деле — дерзко и очень перспективно. Ну, согласитесь, кто откажется от программ, которые решают именно его задачи, сделанных специально для него (а не адаптированных), без наворотов и излишнего функционала, недорогих в использовании (а на самом деле очень недорогих). Красиво — потому что здесь и национальная идея, и отход от привычных видов тяжеловесных САПР, и новая система продвижения без первоначальной умопомрачительной стоимости лицензии и минимальными платежами за обновления, прозрачная система поддержки и надежда на формирование широкого сообщества — массового пользователя.
В чем новизна? Это же очень понятно, даже смешно называть это новой идеей. Отчетливая новизна тут в том, что мы осмелились на вопрос «быть или не быть» ответить «Быть!»
Реальные потребности рынка и те САПР, которые предлагают этому рынку, — это как два берега у одной реки. Много красивых оберток, лозунгов, различных идеек, позиционирований (любимое слово маркетологов; я им тоже болел, кучу книжек прочитал, два диплома написал, а уж рассуждал…), новых концепций и псевдореволюционных нововведений. А реальность, за исключением сводок о продажах и курса акций, на радость бабушкам-инвесторам, между тем оставляет желать лучшего. Какой уж там PLM. Нам бы окна начертить для заказчика и в очередной раз нарисовать типовой кран. А что САПР? САПР или очень дорог или вон на полке лежит в виде заключенного в картон, но почему-то облагаемого НДС права использования. И всем вроде бы хорошо — и продажники довольны, и закупщики выскребли весь бюджет, и, может, даже пользователи сходили на фуршет, на какой-нибудь event, поглядели на рисунки в цвете и 3D, послушали про то, что в 20XX все будут жить в отдельной квартире… Тут-то про банальную идею и вспоминаешь. Которая проста и красива.
И вот выныриваешь из этого заоблачного виртуального мира, смотришь на идею. И задаешь вопрос: «To be or not to be?» Оглядываешься и думаешь: «А может кто-то другой?» Пережевывай, планируй, пиши отчеты, занятий вроде много. Но приходит мысль: «А почему не я?» И на самом деле не важно, есть ли еще кто-нибудь, сможет ли еще кто-нибудь. Важно рискнуть самому. И понятно, что будет куча вопросов, непонимающих взглядов.
Потому что нет сзади тебя этой махины, которая медленно ползет, закатывая ростки нового в асфальт, но не дает шестеренкам этой махины выпасть, направляет их в четкое русло «миссии». Нет, и слава богу. Долгожданные свобода и осмысленность. Поэтому, приняв решение, спокойно себе работаешь, повторяя про себя: «Глаза боятся, а руки делают». И начинаешь потихоньку строить — сантиметр за сантиметром. Потому что уже любишь. А любишь потому что веришь. В идею, которая проста и красива.
А потом оказывается, что ты не один такой герой, который на сакраментальный вопрос ответил «Быть». Что таких людей целая группа. Таким образом, есть довольно значительная часть паззла. А другая его часть — формирование чисто практической части, обеспечивающей это самое бытие идеи. И здесь ты движешься как в горах по узкой тропе. Нет ничего неважного, второстепенного. Поэтому ты делаешь большие уши и широкие глаза — чтобы слушать, смотреть и впитывать все вокруг. А вокруг немало тех, которые не верят в идею, а хотят ее обесценить да и просто уничтожить. Идея, хоть и сильна и красива, при этом все же пока хрупкая. Вот и защищаешь от внутренних и внешних врагов. И неизвестно, какие страшнее. Внутренние — это, кстати, собственные сомнения и скепсис.
Что значит «Быть» в случае с Nano-идеей и преодолением барьеров? Во-первых, это скептицизм участников рынка, который передается и пользователям. Как это так, мы по 20 лет совершенствуем наши замечательные решения, у нас тысячи разработчиков, а тут приходит компания, которой без году неделя, и говорит: Нанософт — это другое. Это лучше и дешевле. Здесь важно понять, что выбор за пользователем, который должен сам разобраться, а не слепо верить консультанту, у которого, может, основная цель — сбить с толку, завуалировать истинную картину. Трудное в обеспечении бытия идеи — оно же и интересное. Что трудно? Во-вторых, когда ты осваиваешь новое, ты постоянно утыкаешься в то, что это до тебя никто не делал, что шаблонов и готовых рецептов не существует. Но при этом задачи, которые ты ставишь перед сотрудниками, компаниями-партнерами, сами по себе очень интересны. Именно эта свежесть рождает синергетический эффект, который неожиданно открывает для тебя новые источники ресурсов и идей. В-третьих, формирование новой реальности — это сплошная «езда в незнаемое». Чего только стоит отсутствие привычного механизма: лицензионные файлы и ключи не нужны, а все упирается в юридический аспект. Или предельно четкое понятие стоимости дополнительных услуг, когда набор дополнительных сервисов выбирает сам заказчик. Об этом имеет смысл поговорить подробнее в других материалах.
Интересно, что тот же вопрос «быть или не быть» задает себе и клиент, потребитель. Для него поиск верного ответа — также напряжение, отказ от стереотипов, уворачивание от натиска рекламы королей рынка — западных разработчиков. Здесь можно, конечно, вооружившись методиками презентаций и продаж, заняться привычным «уговариванием». Мы, однако, решили сесть, что называется, в лодку потребителя. И здесь все очень просто: хочешь попробовать продукт — бери и ставь. Без ключей, лицензионных файлов и прочей защиты. При этом, чтобы стать лицензионным пользователем, — всего-то и дел — зарегистрироваться и получить сертификат. Хочешь получать обновления, новые библиотеки, дополнительные сервисы, влиять на развитие продукта — заплати за абонемент, но разумные деньги, 300 рублей в месяц, например. Не нравится тебе продукт, привык к другому — не покупай, но у тебя есть быстрая, бесплатная и легальная возможность убедиться в том, что он тебе не нужен. При этом мы уж точно расстаемся друзьями.
По отношению к нашей идее и к нашим продуктам пользователь еще не раз задастся вопросом «To be or not to be». Это его священное право, его территория — сомневаться и выбирать. Но мы с самого начала оставляем себе надежду в какой-то момент найти путь к его сердцу. Так и сидим с ним тихонько в одной лодке, не прячем весло за спину и плывем в океане. Иногда по пути переговариваемся.
Наше первое обращение к пользователям такое — у нас есть идея, которая невероятно проста и красива. Нам она очень нравится. Мы пришли с нею к вам и говорим — попробуйте сами. Отказаться никогда не поздно.
Скачать статью в формате PDF — 96.0 Кбайт |