Главная » CADmaster №2(42) 2008 » Образование и повышение квалификации Программные продукты Autodesk и CSoft Development — технологическая платформа для студентов технического университета
Стратегически новым подходом к информатизации геометрической и графической подготовки в настоящее время становится обеспечение требований информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) изделий и инфраструктуры (ИПИ- и ИПИН-технологии). Звеном, позволяющим связать этапы ЖЦ в этих технологиях, представляется трехмерная геометрическая модель (ГМ) — математическое описание структуры изделия, а также полный набор координат и геометрических характеристик его элементов. Электронным воплощением ГМ становится электронная модель или электронный макет (ЭМ) изделия и его составляющих. По существу, ЭМ представляет собой набор данных, однозначно определяющий требуемую форму и размеры изделия. ЭМ может быть каркасной, поверхностной или твердотельной. При необходимости 3D-модель достаточно просто преобразовать в 2D-модель, то есть в чертеж на плоскости.
Постараемся охарактеризовать направления многоуровневой подготовки, в которых используются эти технологические платформы.
На первом этапе задача технических вузов в области компьютерной геометрической и графической подготовки (КГГП) состоит в формировании и предоставлении студентам таких образовательно-информационных услуг, которые позволят будущим специалистам наряду с основами прикладной геометрии овладеть и приемами современных графических информационных технологий. Такие технологии позволяют освоить больший объем знаний и умений за значительно меньшее время, значительно повысив производительность и качество учебной работы. При этом основная задача КГГП значительно расширяется по сравнению с существовавшей до последнего времени и фактически сводится к геометрическо-графическому наполнению технологий информационной поддержки изделий и инфраструктуры. С первого по третий курс студенты НГТУ всех технических специальностей осваивают технологическую платформу 2D- и 3D-моделирования, базирующуюся на платформе AutoCAD. На этой стадии КГГП должна подготовить их к изучению таких разделов, как «Автоматизированное проектирование», «Инженерный анализ», «Управление станками с ЧПУ», «Техническая подготовка производства», «Электронный архив и электронный документооборот», «Комплексная автоматизация подготовки производства» и др., которые преподаются на последующих курсах. Первый этап завершается курсовой работой, предусматривающей выполнение 3D-моделей сборочной единицы с входящими в нее деталями и соответствующих 2D-чертежей.
Студенты нового направления «Информационные системы», поддержку которого осуществляет НОЦ НИТ, получают значительно более широкую КГГП. Кроме фундаментальной компоненты, включающей такие дисциплины, как «Вычислительная геометрия», «Дифференциальная геометрия», «Афинная геометрия», «Геометрия и топология многообразий» и др., они осваивают и комплекс прикладных дисциплин: «Геометрическое моделирование», «Виртуальное моделирование», «Гибридные векторно-растровые технологии», «Мультимедиа-технологии», «Технологии презентаций» и др. Базовыми платформами во всех случаях служат технологии Autodesk и CSoft Development.
Методологию исходного параметрического 3D-моделирования для проектов крупных машиностроительных сборок, позволяющую по мере необходимости получать 2D-модели, полностью обеспечивает программный комплекс, состоящий из Autodesk Inventor и MechaniCS. Студенты осваивают следующие базовые технологические разделы:
- создание файла шаблона для модели детали в Autodesk Inventor;
- средства создания и редактирования эскизов;
- создание эскизируемых конструктивных элементов;
- создание типовых конструктивных элементов;
- создание чертежа детали;
- создание модели сборочной единицы;
- редактирование модели сборочной единицы;
- создание чертежей и схем сборочной единицы;
- создание моделей в MechaniCS — приложении к Autodesk Inventor;
- групповая вставка;
- расчеты;
- составление спецификаций;
- оформление чертежей;
- прокладка и редактирование трубопровода.
В дополнение к существующей литературе специалистами НОЦ НИТ был подготовлен комплекс учебно-методических материалов [2, 3].
Важнейшим требованием ИПИ и ИПИН, предъявляемым к геометрической и графической подготовке, является ее полная информатизация, переход к электронному документообороту и внедрение информационных систем на всех этапах обучения, включая самостоятельные, курсовые, выпускные работы бакалавров, дипломные проекты инженеров и диссертации магистров. Курсовая или дипломная работа будущего специалиста — не просто комплект чертежей, эскизов, схем с пояснительной запиской в электронном виде. Это инженерная информационная система с классификационной структурой, интерактивностью, визуализацией (в том числе виртуальной и анимационной), графическим интерфейсом, дизайном и навигацией.
Будущие специалисты, формирующие широко используемые электронные инженерные архивы предприятия, должны уметь применять растровые, векторные и гибридные (растрово-векторные) технологии. Обработку сканированных изображений целесообразно осуществлять с помощью популярной во многих странах серии Raster Arts (разработчик — компания CSoft Development), включающей, в том числе, программные продукты Spotlight и RasterDesk.
В рамках освоения этого программного обеспечения НОЦ НИТ создал и постоянно совершенствует серию информационно-обучающих систем и автоматизированных учебных комплексов, в разработке которых активное участие принимают студенты направления «Информационные системы».
Наряду с освоением базовых конструкторских функций пакета Autodesk Inventor студенты изучают и дополнительные модули, позволяющие реализовать такие возможности, как управление данными (модуль Vault), визуализация, анимация (модуль Inventor Studio) и др.
Многочисленные победы студентов НГТУ в международных олимпиадах и всероссийских конкурсах [4] подтверждают правильность выбора технологических платформ для КГГП технического университета.
Литература
- Сидорук Р.М.,
Райкин Л.И. ,Соснина О.А. , ЯкунинВ.И. Инновационная стратегия информатизации геометрической и графической подготовки в высшем техническом профессиональном образовании. — Труды 14-й Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2007». — СПб, 2007, с. 508−511. - Сидорук Р.М.,
Райкин Л.И. ,Райкин И.Л. , СоснинаО.А. Компьютерная и инженерная графика. Часть 1. Компьютерная графика: комплекс учебно-методических материалов /Р.М. Сидорук ,Л.И. Райкин ,И.Л. Райкин ,О.А. Соснина ; НГТУ. Нижний Новгород, 2006. — 93 с. - Сидорук Р.М.,
Райкин Л.И. ,Райкин И.Л. , СоснинаО.А. Компьютерная и инженерная графика. Часть 2. Инженерная графика: комплекс учебно-методических материалов /Р.М. Сидорук ,Л.И. Райкин ,И.Л. Райкин ,О.А. Соснина ; НГТУ. Нижний Новгород, 2006. — 113 с. - Сидорук Р.М.,
Райкин Л.И. , СоснинаО.А. Олимпиады — важное средство подготовки специалистов. — CADmaster,№ 1 /2007.
директор НОЦ НИТ,
зав. кафедрой ГИС НГТУ
Леонид Райкин,
зам. директора НОЦ НИТ
E-mail: sidoruk@nocnit.ru
Тел.: (831) 236−2303
Скачать статью в формате PDF — 261.0 Кбайт |