Среди партнеров группы компаний CSoft особое место отводится крупнейшей отечественной организации в области проектирования и реконструкции железных дорог — ОАО «Росжелдорпроект». Специалисты группы компаний регулярно проводят курсы обучения сотрудников проектных институтов ОАО «Росжелдорпроект» работе AutoCAD Civil 3D и со специализированным приложением к нему — программой GeoniCS ЖЕЛДОР.

В конце прошлого года такие курсы были организованы в филиале ОАО «Росжелдорпроект» — «Уралжелдорпроект». Обучение работе с AutoCAD Civil 3D проводилось по официальным учебным материалам компании Autodesk с использованием рабочих материалов слушателей.

Курс предусматривал изучение следующих разделов программы:

  • «Начало работы. Шаблоны чертежей. Объекты и стили. Настройки чертежа»;
  • «Работа с точками. Создание точек, импорт текстового файла, настройка стилей»;
  • «Построение поверхностей. Использование разных типов исходных данных. Настройка отображения поверхности в чертеже. 3D-визуализация»;
  • «Работа с земельными участками. Создание участков, получение таблиц и отчетов»;
  • «Создание трасс, настройка стилей трассы и меток трассы. Редактирование трасс, получение таблиц и отчетов по трассе»;
  • «Создание профилей по поверхностям. Отображение профилей в видах. Создание профиля по данным точек съемки. Настройка подпрофильных таблиц»;
  • «Создание поперечных профилей по трассе»;
  • «Создание конструкций. Создание простой модели коридора. Отображение коридора на поперечных профилях»;
  • «Организация коллективной работы в Vault»;
  • «Обработка данных изысканий в разделе „Съемка“»;
  • «Работа с исходными данными пользователя. Обработка данных теодолитного хода. Ввод данных нивелирования по поперечникам. Построение поверхности по данным поперечников, построение профилей по поверхности и по точкам (головки рельсов)».

Основное внимание, с учетом специализации слушателей (полевые изыскания, камеральная обработка результатов изысканий, трассирование, построение черного профиля и сечений), было уделено изучению возможностей AutoCAD Civil 3D в области импорта данных по черным профилям и данных поперечного нивелирования. В качестве исходных использовались материалы съемок, подготовленные изыскателями института «Уралжелдорпроект».

Приведем несколько примеров, рассмотренных в процессе обучения.

Импорт данных для черного профиля из текстового файла

Предварительно средствами AutoCAD Civil 3D по существующей съемке была создана трасса по головке рельса, содержащая прямые, кривые и переходные кривые (рис. 1). Рис. 1 Рис. 1

Затем точки, снятые по головке рельса в поле, скачиваются с прибора и представляются в виде текстового файла, содержащего информацию о пикете трассы и отметке рельса на нем (рис. 2).

Рис. 2 Рис. 2

В чертеже создается вид профиля по трассе (рис. 3).

Рис. 3 Рис. 3

Данные об отметках по головке рельса импортируются в AutoCAD Civil 3D с помощью команды меню ПрофилиСоздать профиль на основе файла… Указывается ранее созданный файл, имеющий в качестве разделителей между столбцами пробелы (только такие данные могут быть импортированы этой командой). В диалоговом окне Создание профиля можно выбрать стили для профиля и меток (рис. 4).

Рис. 4 Рис. 4

После нажатия ОК профиль по рельсу отображается в виде профиля. Отметки и уклоны с построенного профиля можно вывести в предварительно настроенных областях данных вида профиля (подпрофильной таблице) (рис. 5).

Рис. 5 Рис. 5

Подготовленные таким образом данные изысканий могут применяться для создания профилей по линейным объектам без использования поверхностей.

Импорт данных поперечного нивелирования из текстового файла

При построении поверхностей по результатам изысканий используются данные, полученные в результате нивелирования по поперечникам. Такие данные могут быть импортированы в AutoCAD Civil 3D в виде текстовых файлов, имеющих следующие форматы:
  1. пикет, смещение;
  2. пикет, смещение, отметка;
  3. пикет, смещение, отсчет по рейке, горизонт инструмента;
  4. пикет, смещение, описание;
  5. пикет, смещение, отметка, описание;
  6. пикет, смещение, отсчет по рейке, горизонт инструмента, описание.

Значение смещения определяет положение точки относительно трассы. Оно может быть положительным и отрицательным.

В качестве разделителей в таких файлах могут использоваться пробелы или запятые.

В процессе обучения был рассмотрен импорт файла, содержащего информацию об отметке, пикете и смещении по трассе для каждой точки (рис. 6).

Рис. 6 Рис. 6

Импорт осуществляется командой меню ТочкиСоздать точкиТрассыИмпорт из файла. При ее выполнении последовательно указываются формат текстового файла, тип разделителя, индикаторы недопустимых данных для отметки и смещения, а также трасса, к которой привязаны эти данные.

Созданные в результате импорта точки COGO могут быть добавлены в поверхность (рис. 7).

Рис. 7 Рис. 7

При использовании полевого кодирования высотные отметки этих точек можно не только перенести в поверхность, но и разделить на группы в зависимости от кодов объектов, по которым они снимались. В этом случае в текстовом файле с результатами нивелирования должно присутствовать описание (код) точки.

В следующих номерах журнала мы продолжим описание полезных функций AutoCAD Civil 3D и GeoniCS ЖЕЛДОР, позволяющих более эффективно использовать возможности этих программных продуктов.

Андрей Жуков
CSoft
Тел.: (495) 069−4488
E-mail: zhukov@csoft.ru