Главная » CADmaster №5(40) 2007 » Машиностроение Использование гетерогенных САПР при проектировании сложных и наукоемких изделий машиностроения
Думается, для большинства предприятий рационально приобретать лицензии САПР и высокого, и среднего, и нижнего уровня. Это представляется правильным и в отношении предприятий судостроительной отрасли и, в частности, ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка», где наряду с лицензиями САПР CATIA используются лицензии Autodesk Inventor, а при выпуске бумажной рабочей конструкторской документации задействован AutoCAD.
Существует масса публикаций, объясняющих, как правильно выбирать САПР, и здесь не хотелось бы добавлять к этой массе очередную порцию «песка» или «воды». Цель автора этих строк — попытаться обосновать использование гетерогенных САПР по следующей схеме: подсборки (секции, узлы, отдельные единицы сложного оборудования) собираются в объемные блоки средствами САПР верхнего уровня (например, в CATIA), работа с секциями, узлами и деталями осуществляется в САПР среднего уровня (скажем, в Autodesk Inventor), рабочая конструкторская документация выпускается с помощью AutoCAD.
Примеры продукции ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка», разработка которой осуществлялась в различных САПР, представлены на рис. 1−4.
После долгих раздумий и анализа разноречивых мнений на эту тему считал бы наиболее приемлемой следующую схему внедрения системы: САПР верхнего уровня (CATIA, Unigraphics, PTC) должны составлять максимум 10% от общего числа лицензий, САПР среднего уровня (типа Autodesk Inventor) — примерно 40%, остальное — двумерные САПР, в первую очередь AutoCAD и ему подобные.
Теперь, пункт за пунктом, — о том, почему мы считаем необходимым использовать гетерогенные (разнородные) САПР.
- Разнородность состава конструкторов — как по возрасту, так и по образованию. К сожалению, в последнее время на региональные предприятия приходят выпускники только местных учебных заведений, которые по уровню подготовки зачастую значительно уступают выпускникам вузов Москвы или Санкт-Петербурга. Это порождает сложности в обучении молодых специалистов работе с системами верхнего уровня, тогда как освоить работу с Autodesk Inventor или AutoCAD под силу практически любому специалисту.
- Второй фактор — многопрофильность российских предприятий. Со времен Госплана высокотехнологичные предприятия наряду с самолетами или боевыми кораблями принуждены были выпускать ложки и топоры. Как ни странно, тащить явно убыточную ношу параллельного производства товаров народного потребления многим предприятиям приходится и теперь.
- Проектирование и производство сложных изделий требуют кооперации и, как следствие, разнородности состава САПР, используемого каждой из сторон. Чтобы прочитать и при необходимости распечатать файл, полученный по электронной почте от смежников, как правило, требуется иметь аналогичное программное обеспечение. И если с основным проектировщиком (строителем) можно договориться об использовании единого ПО, то с весьма разнородными контрагентами это вряд ли получится.
- Внедрение САПР на российском пространстве шло постепенно. Поначалу казалось, что для выпуска проектной и рабочей конструкторской документации вполне хватит двумерных САПР, а 3D-моделирование — излишняя роскошь. Отсюда почти исключительное использование одного только AutoCAD. Это было необходимым этапом (а кроме того AutoCAD продолжает использоваться подавляющим большинством конструкторов и проектировщиков), однако сейчас многие российские предприятия хорошо понимают преимущества трехмерного проектирования.
- Ценовая политика: лицензия САПР среднего уровня стоит порядка $ 6000, а, например, лицензия САПР CATIA — около $ 50 000.
- Несмотря на явную тенденцию к выравниванию возможностей САПР верхнего и среднего уровня, имеется существенное отличие: первые не ограничивают количество деталей в модели, а вторые испытывают затруднения в ситуациях, когда количество деталей превышает 15 000 (попытка автора загрузить сборку из 50 000 компонентов завершилась тем, что система зависла). При этом ориентировочное число деталей в электронно-цифровом макете АПЛ — 3 миллиона…
- Версии САПР верхнего уровня, произведенных западными фирмами, обычно не локализованы, что приводит к значительным трудностям в освоении продукта, а локализация САПР среднего и нижнего уровня, как правило, обязательна.
- Зарубежные САПР верхнего и среднего уровня ориентированы на западный стиль организации проектирования, что требует существенной перестройки мышления конструкторско-технологических служб ЦКБ и заводских КБ.
- САПР высшего уровня требуют значительных машинных ресурсов. Правда, здесь следует заметить, что объем используемых ресурсов во многом зависит от размера сборки проектируемой конструкции.
- САПР высшего уровня сложно состыковать с имеющимися на предприятии программными продуктами, обслуживающими технологические нужды производства (как правило, ПО этого назначения написано программистами предприятий или отраслевых институтов), а также финансовые и иные потребности предприятия. Переход же на западные системы, поддерживающие САПР высшего уровня, влечет большие затраты и требует длительной перестройки устоявшегося порядка организации производства.
- Как правило, западные разработчики САПР высшего да и среднего уровня не дорабатывают свои системы под нужды (НТД, ЕСКД) российских проектировщиков — ввиду малого количества легально приобретаемых лицензий.
- Вложения западных компаний в разработку САПР верхнего и других уровней весьма неодинаковы.
- Файловая структура и настройка САПР верхнего уровня чрезвычайно сложна. Хороших российских специалистов в этой области явно недостаточно, а привлекать к настройке их западных коллег — чрезвычайно накладно. Имеется в виду настройка системы при использовании каталогов заводских типовых элементов, а также использование специализированных модулей для пространственной прокладки коммуникаций, специальных судостроительных модулей, использование модулей для кинематического и прочностного анализа, использование модулей экспертных оценок и прочего.
- В практику строительства сложных изделий все чаще проникает тенденция, когда рабочую конструкторскую документацию (РКД) выполняет завод-строитель, но при этом заказчик настаивает, чтобы разработка РКД производилась с использованием определенной САПР. Такая вот классическая реализация принципа «Кто платит, тот и заказывает музыку». Предприятия (проектные организации) вынуждены в рамках контракта приобретать фактически предписанное им программное обеспечение.
Может возникнуть вопрос: зачем же использовать западные САПР, если существуют хорошие отечественные разработки? Увы, с многочисленными публикациями о преимуществах российских САПР автор согласиться не готов. К сожалению, наши разработки значительно уступают зарубежным, и при свободном выборе между российским и западным САПР конструктор обычно выберет западный вариант. Объяснить это просто: западные разработчики вкладывают в развитие и поддержку системы САПР в сотни раз больше средств, чем могут себе позволить их отечественные коллеги. Без поддержки государства разработать российскую систему САПР, успешно конкурирующую с западными, невозможно.
Все сказанное отражает личное мнение автора, который приглашает всех заинтересованных читателей к дискуссии по обозначенной теме.
заместитель главного конструктора —
начальник бюро проектирования
ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка»
E-mail: bo25@ko.star.ru
Скачать статью в формате PDF — 253.6 Кбайт |