Главная » CADmaster №3(38) 2007 » Проектирование промышленных объектов Проектирование АСУТП в среде AutomatiCS ADT и SchematiCS. Применение в реальном проекте
Введение
Пилотные проекты — необходимое звено подготовки системы к промышленной эксплуатации. В качестве пилотного выбирается небольшой проект, типичный для предприятия-заказчика и при этом требующий участия практически всех его подразделений.
Конечно, такому проекту предшествует обследование предприятия-заказчика, выбор программного обеспечения, обучение, но реальное проектирование в новых условиях всегда порождает множество проблем. И от того, насколько успешно эти проблемы решаются, зависит будущее отношение сотрудников предприятия к новой для них среде проектирования. Вторая цель пилотного проекта — настройка и адаптация программного обеспечения к особенностям конкретной организации. Наш опыт работы с различными программными средствами показывает, что систем, которые заведомо перекрывали бы потребности проектировщиков всех специальностей, просто не существует в природе. По ходу выполнения пилотного проекта в состав базовых программ добавляются новые функции, настраиваются и пополняются базы данных, разрабатываются и уточняются формы выходной документации.
Для выполнения всех видов работ, связанных с внедрением систем автоматизации, в составе компании CSoft создано специализированное подразделение CSoft Engineering. Специалисты подразделения, владеющие технологиями работы как в двумерных, так и в «тяжелых» трехмерных системах, реализовывали пилотные проекты на предприятиях различного профиля, среди которых:
- ОАО «ВНИПИгаздобыча»;
- ОАО «Инженерный центр энергетики Урала — Дирекция по проектированию объектов генерации» (институты УРАЛВНИПИЭНЕРГОПРОМ и УралТЭП);
- ОАО ПЭИК «Волгаэнергопроект-Самара», филиал «НижновЭСП-СЭП»;
- ОАО «Южный инженерный центр энергетики», филиал Кубаньэнергопроект.
В рассматриваемом пилотном проекте представлены система контроля и система управления электроприводами с использованием программ AutomatiCS ADT и SchematiCS.
Основные этапы пилотного проекта системы контроля
Ввод технического задания
Прежде чем начать проектирование в части КИПиА, необходимо получить от инженеров-технологов задание, где должны быть отражены требования, функции, управляющие воздействия
Выбор оборудования (процессы синтеза и агрегирования)
Синтез модели заключается в последовательном выборе для каждого канала измерения типового варианта структуры (декомпозиция), а затем в последовательном выборе характеристик каждого элемента, входящего в эту структуру. Выбор сопровождается автоматическим построением (вычислением, формированием) формулы заказа прибора (параметр Модель) на основании правил, имеющихся в базе данных. Фрагмент множества конечных (выбранных) элементов с некоторыми параметрами представлен на рис. 2.
В процессе синтеза элементов модели появляются терминальные функции, предназначенные, например, для подключения нескольких датчиков к одному вторичному прибору. Этот процесс называется агрегированием. Процесс агрегирования также используется для:
- подключения приборов к блокам питания;
- подключения элементов, которым необходимо питание, к одному автоматическому выключателю;
- объединения жил (связей элементов модели) в кабели;
- врезки клеммника на связях элементов модели
и т.д.
На рис. 3 показано принятие решения по агрегированию двух терминальных функций элементом Альбатрос-Гамма-8.
Формирование клеммников и кабелей
Построение принципиально-монтажной модели заключается в последовательном выполнении следующих операций:
- разводка так называемых «общих точек» (связей, соединяющих более двух элементов модели);
- построение клеммников щитов, пультов, панелей и др.;
- построение кабелей и их выбор (рис. 4).
Компоновка щитов
Подсистема трехмерной компоновки щитов предназначена для автоматизированного проектирования общих видов щитов, шкафов. База данных системы для компоновки щитов состоит из пяти частей: щиты, фасадные приборы, внутрищитовые приборы, детали крепления, фигуры (описание вырезов для фасадных приборов).
Основные преимущества компоновки щитов в 3D-виде:
- автоматическая проверка скомпонованного щита на коллизии (пересечение монтажных зон аппаратов и щитов);
- оценка эргономичности скомпонованных щитов;
- автоматическая простановка размеров;
- получение выходной документации (общие виды щитов, перечень составных частей, перечень надписей в рамках, формирование вырезов фасадных приборов).
Вывод документации
Получение качественной выходной документации очень важно для проектной организации. Конечная документация может выводиться средствами AutoCAD в виде графических фреймов или в MS Word на основе шаблонов *.dot. По ходу пилотного проекта были получены, например, следующие документы:
- функциональная схема автоматизации;
- перечень входных/выходных сигналов;
- принципиальная электрическая схема питания;
- схема внешних проводок;
- кабельный журнал;
- спецификация оборудования;
- электрическая схема монтажных соединений;
- ряды зажимов с кабелями;
- вид спереди и развернутый вид щита;
- перечень элементов щита;
- формирование вырезов фасадных приборов;
- перечень надписей в рамках.
Качество и информативность разрабатываемых шаблонов сводят к нулю необходимость доработки выходных документов.
Основные этапы пилотного проекта системы управления электроприводами
Оцифровка типовой принципиальной электрической схемы управления электроприводом в программе SchematiCS
Оцифровка типовой принципиальной электрической схемы заключается в последовательном выполнении следующих операций:
- распознавание или создание компонентов фреймов (базовых объектов для конструирования схем):
- слотов (фрагментов фрейма, содержащих переменную часть — например, позицию),
- стыков (контактов элементов схемы),
- набора графических фрагментов (примитивов AutoCAD), принадлежащих фрейму;
- создание привязочной (паспортной) информации о фрейме. Эта информация указывает, какой или какие элементы схемы отображают данный фрейм. Создание набора параметров, характеризующих данный фрейм;
- распознавание или создание связей между стыками фреймов;
- создание набора параметров, характеризующего связи.
Передача схемы в AutomatiCS ADT. Сохранение ее в виде типовой структуры
Для чего оцифровываются типовые принципиальные электрические схемы? Это необходимо для создания библиотеки типовых схем (рис. 10).
Далее, привязав эти схемы к исполнительному устройству, можно одним щелчком мыши выбрать типовую схему, в которой уже будут и элементы с контактами, и связи между всеми элементами схемы (рис. 11). Выбрав конкретные модели элементов схемы, можно сразу же строить клеммники и кабели, получать выходную документацию.
Ввод технического задания
Перед началом проектирования в части электроприводов необходимо получить от инженеров-технологов задание, где должны быть отражены определенные требования, функции (мощность электропривода, тип привода, описание, управление
Выбор блоков НКУ управления электроприводами
Технология выбора блоков управления электроприводами заключается в следующем. Для каждого электропривода выбирается типовая схема управления, содержащая в том числе блок управления. Выбирая конкретный тип блока (его модель), получаем в ходе синтеза терминальные функции подключения этого блока в шкаф присоединения. Определив, какие блоки в каком из шкафов присоединений будут находиться, и выбрав вводной блок шкафа присоединения, выбираем вводной шкаф со всеми его компонентами (рис. 13).
Формирование клеммников и кабелей
Процесс формирования клеммников и кабелей полностью аналогичен построению принципиально-монтажной модели для точек контроля.
Вывод документации
В ходе пилотного проекта по управлению электроприводами были получены следующие документы:
- функциональная схема автоматизации;
- перечень входных/выходных сигналов;
- таблица выбора запорной арматуры;
- схема заполнения сборки (рис. 14);
- схема подключения блоков НКУ;
- задание заводу на сборку;
- таблица НКУ;
- ряды зажимов шкафов (рис. 15).
Таким же образом программу SchematiCS можно использовать для построения принципиальных электрических схем сигнализации, блокировки, управления, различных цепей вторичной коммутации (рис. 16). Интеллектуальные схемы передаются в программу AutomatiCS ADT, где осуществляется дальнейшее построение единой модели проекта.
Данное программное обеспечение относится к разряду «тяжелых» САПР, для его освоения и эффективного использования требуются время и опыт.
начальник сектора КИПиА и электрики
компании CSoft Engineering
E-mail: SavinovM@csoft.ru
Скачать статью в формате PDF — 427.6 Кбайт |