Главная » CADmaster №5(30) 2005 » Документооборот и электронные архивы Использование современных достижений информационных технологий в ЦНИИ судового машиностроения
Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения, которому в этом году исполняется 35 лет, по праву считается одним из лидеров отрасли. Достаточно сказать, что практически все суда российского флота оснащены созданными в ЦНИИ СМ механизмами — манипуляторными устройствами для подводных работ, судовыми электрогидравлическими кранами, рулевыми машинами, подруливающими устройствами и успокоителями качки, комплектами электрогидравлических механизмов для транспортировки корабельных вертолетов, аксиально-поршневыми гидромоторами и насосами высокого давления, палубными механизмами, оборудованием водоподготовки…
В наше время жесткой конкуренции удержать прочные позиции на рынке можно лишь путем внедрения самых современных технологий. И руководство института это хорошо понимает, уделяя огромное внимание комплексной автоматизации всех процессов производственной деятельности — от решения финансово-экономических задач до проектирования изделий. Сегодня мы расскажем лишь об одном из направлений этой многогранной деятельности — внедрении в ЦНИИ СМ системы управления технической информацией и конструкторской документацией (КД), а также об организации системы технического документооборота.
Для решения этих задач прежде всего требовалось создать базу данных — электронный архив конструкторской документации. Система электронного архива изначально рассматривалась как сложный программно-аппаратный комплекс, работающий в сетевой среде под управлением единого программного ядра и имеющий в своем составе высокопроизводительные устройства ввода-вывода и хранения информации.
При описании созданного комплекса прежде всего остановимся на устройствах ввода-вывода, без которых уже невозможно представить современную проектную организацию. С одной стороны, подлинники конструкторской документации необходимо сканировать для получения электронных копий, пригодных для использования в CAD-системах, а с другой — при передаче документов в производство и субподрядчикам до сих пор требуются документы на бумажных носителях.
К аппаратной части создаваемого комплекса были предъявлены следующие требования:
- сканер и плоттер, обеспечивающие обработку документов форматов А4-А0;
- сканер, способный работать с документами, выполненными на различных носителях (бумага, ватман, калька, «синька»
и т.д.); - возможность работы как в автономном режиме, так и в составе автоматизированной системы предприятия;
- устройства комплекса и базовое ПО, предлагаемые одним производителем;
- минимальная стоимость.
Тщательно проанализировав рынок, сопоставив технические и стоимостные характеристики представленных на нем устройств, специалисты ЦНИИ СМ пришли к выводу, что всем этим требованиям наиболее полно соответствует инженерный комплекс Oce TDS400, поставляемый компанией Consistent Software.
Сканер и плоттер комплекса Oce TDS400 обеспечивают ввод-вывод документов форматов А4-А0 с разрешением 600×600 dpi. Скорость вывода информации — 3 метра в минуту.
Для обработки большого объема имеющихся в ЦНИИ узкоформатных документов (А4-А3) в дополнение к комплексу Oce были приобретены и установлены планшетно-поточный сканер Fujitsu Fi4750C, позволяющий сканировать документы со скоростью до 60 страниц в минуту, и сетевой принтер HP Laser Jet 5100, обеспечивающий за то же время печать от 11 до 22 страниц (в зависимости от формата).
В состав комплекса были включены разработанные компанией Consistent Software программы Spotlight и RasterID, предназначенные для обработки и повышения качества сканированных изображений и использующие гибридную технологию работы с растровыми документами («растр как вектор»).
С июня 2004 года в ЦНИИ СМ началось создание архива электронных копий подлинников конструкторской документации (ЭК КД). На сегодня реестр архива насчитывает 61 872 записи, а сам архив содержит 19 247 документов (34 644 файла). Полный операционный цикл внесения документов в архив составляет около 8 документов в час. Для управления архивом специалисты ЦНИИ СМ разработали на основе системы 1С: Предприятие 7.7 подсистему «Архив КД», которая позволила сформулировать конкретные требования к архиву ЭК и отработать методику его создания и ведения, а также обеспечить сохранность ЭК и их систематизацию.
Конечно, подсистема «Архив КД» была своего рода промежуточным звеном. После тестирования ряда программных продуктов для управления электронными архивами и проектами (PDM) окончательный выбор был остановлен на еще одной разработке Consistent Software — системе управления технической информацией и документацией TDMS, использующей СУБД MS SQL Server.
Начальным этапом внедрения системы в ЦНИИ СМ стал перевод в среду TDMS архива ЭК. В созданную единую базу данных из системы «Архив КД» были успешно импортированы все ЭК и их учетные записи. Клиентские места TDMS, благодаря «плавающим» лицензиям инсталлированные практически на всех автоматизированных рабочих местах разработчиков КД, позволили предоставить пользователям разграниченные права доступа к архиву ЭК. Немаловажно, что внедрение системы происходило без остановки процесса создания этого архива.
Следующим шагом необходимо было решить задачу автоматизации технического документооборота и элементов технической подготовки производства в соответствии с требованиями стандартов предприятия. TDMS оказалась здесь просто незаменимой. Дело в том, что перед моделированием и реализацией бизнес-процессов в среде TDMS проводится их предварительная формализация и описание. А это полностью отвечает основному требованию ISO — описанию процессов.
С помощью модуля маршрутизации TDMS был организован технический документооборот электронных документов между участниками процесса разработки конструкторской документации. Схема движения КД в среде TDMS приведена на рисунке.
С учетом опыта промышленных предприятий и рекомендаций специалистов Consistent Software началось внедрение функций TDMS в части задач учета и проведения извещений об изменениях в соответствии с требованиями СТП предприятия.
Разумеется, технический документооборот предприятия не сводится к представлению информации в виде «электронной модели бумажного архива». Необходима возможность построить электронную структуру изделия (проекта), привязав к ней электронные документы, разрабатываемые на АРМах. С помощью системы TDMS была успешно реализована и эта задача. В среде TDMS выполняется проектирование ряда изделий судового машиностроения для кораблей российского и иностранных флотов, формируется полная структура изделий в виде спецификаций сборочных единиц и осуществляется заполнение узлов спецификаций соответствующими конструкторскими документами. Система обеспечивает возможность использовать в проектах различную КД — и разработанную на АРМах производственных подразделений, и заимствованную из архива электронных копий.
Структура изделия в системе TDMS может формироваться несколькими способами:
- построением дерева изделия через пользовательский интерфейс с последующим добавлением электронных документов;
- импортом через программные интерфейсы структур изделий, файлов сборок и деталей из Unigraphics, CATIA, Pro/Engineer, Autodesk Inventor, SOLIDWORKS, Solid Edge, КОМПАС-3D (в скором времени будет обеспечена возможность такого импорта и из специализированных судостроительных систем Tribon и FORAN);
- импортом из существующих баз данных, содержащих информацию о структуре изделий.
Помимо интерфейсов с трехмерными CAD, система TDMS имеет интерфейсы с 2D-системами проектирования AutoCAD и КОМПАС.
Таким образом, в институте активно внедряются и используются современные информационные технологии, позволяющие значительно повысить эффективность производства.
инженер-программист I категории
Сергей Смирнов,
начальник бюро автоматизации ЦНИИ СМ
Тел.: (812) 567−2589
E-mail: Sudmash@sudmash.ru
Internet: http://sudmash.ru
Скачать статью в формате PDF — 275.5 Кбайт |