Главная » CADmaster №2(17) 2003 » Гибридное редактирование и векторизация Сканирование в музее
Любому хранилищу древностей приходится решать две, казалось бы, взаимоисключающих задачи: максимально сохранить музейные предметы для будущих поколений, обеспечив при этом широкий доступ любителей культуры и исследователей к сохраняемым ценностям. Решение пока далеко от идеала: стремясь сохранить, хранители вынуждены не показывать — а значит отказываться от одной из основных функций музея. Конечно, существуют каталоги, но полиграфическое воспроизведение со слайда не способно донести до исследователя всю необходимую ему информацию; удовольствоваться таким знакомством с собранием музея готов далеко не каждый любитель… Особенно актуально это для произведений графики: полиграфия практически не позволяет воспроизвести характер линии, особенности бумаги, многие детали изображения. В таких случаях необходимо тревожить оригинал — или один раз его отсканировать. Сканирование с высоким разрешением (400−600 точек) позволяет не только досконально изучить изображение, но и в любой момент опубликовать его целиком или в отдельных деталях, сделать музейное собрание полностью доступным для исследований.
Отдельная проблема — работа с графикой большого формата. Экспонировать большие карты, чертежи, гравюры очень трудно: для них нужны специальные рамы, которые большую часть времени просто загромождают фонды. Еще чаще рамы и паспарту подобного размера невозможно изготовить технически, так что выставлять такое произведение можно либо абсолютно незащищенным от света и пыли, либо совсем ненадолго. С крупноформатной графикой трудно работать и исследователям: необходимы ассистенты, которые поддерживали бы лист в удобном положении, непросто разложить лист на столе — любой просмотр неизбежно травмирует оригинал. Когда же изображение отсканировано, исследователь может с максимальной точностью рассмотреть каждую деталь, фрагмент любой части листа. Уменьшенная копия экспонируется в том масштабе, которого требует замысел выставки. Решается и проблема чтения неразборчиво написанных, выцветших текстов, пометок на полях: в цифровой копии любой графический редактор позволит увеличить написанное, сделать текст насыщеннее по цвету; возможно наложение букв подписей, отдельных деталей рисунка или гравюры для их атрибуции.
Для объемных предметов возможно сканирование негативов и слайдов.
Хранители и исследователи получают возможность, не тревожа оригиналы, просматривать большие объемы материала.
Расширяются возможности музейного учета. Самое подробное описание, сопровождаемое цветным изображением, все же не избавляет от частого обращения к оригиналу, а фотофиксация даже техникой очень хорошего качества не свободна от искажений, особенно при работе с крупноформатной графикой. Сканирование же позволяет полностью избежать оптических искажений. Создание виртуальной картотеки — базы данных с качественными цифровыми изображениями — это возможность сконцентрировать на электронных носителях сто процентов информации о предмете.
Хранящаяся в музее графика (акварели, гравюры, чертежи), помимо художественной ценности, очень часто имеет ценность иконографическую. Предметы и интерьеры, здания и их детали, изображенные на этих листах, могут быть давно утрачены или сильно искажены. Для их восстановления или идентификации, датировки аналогичных произведений искусства чаще всего обращаются к графическим оригиналам — даже если есть их качественные фотографии. Когда лист отсканирован, любую деталь можно не только просмотреть на мониторе, увеличить или распечатать, но и в первозданном виде включить ее в новый проект.
Сводятся к минимуму фотофиксации графики, как правило сопровождающиеся сильным освещением. Фотосъемка, сделанная для каталога выставки и призванная скрыть дефекты оригинала, не подходит для учетной документации, работы реставраторов или таможни при отправке графического листа на зарубежную выставку — здесь необходимо именно максимальное выявление дефектов и индивидуальных особенностей листа. Сканирование позволяет за один раз выполнить полную фиксацию предмета и в дальнейшем использовать цифровую копию, в зависимости от необходимости ретушируя ее или нет.
Наличие цифровой копии графического листа позволяет дозировать качество передаваемой копии, исходя из ее назначения (учебная работа, иллюстрация к исторической справке, полиграфическое воспроизведение, научное исследование
Свет, даже самый щадящий, губителен для бумаги и красителей. Это существенно ограничивает срок экспонирования графических листов: пробыв на выставке месяц, лист на многие годы отправляется в хранилище. Замещение оригиналов качественными отпечатками со сканированных листов намного увеличивает сроки музейных экспозиций, дает возможность одновременно экспонировать один предмет на нескольких выставках, использовать нетрадиционные варианты экспонирования — в том числе виртуальные выставки, позволяющие совместить в одной экспозиции произведения из разных собраний. Детали оригинальной графики можно, не подвергая риску оригиналы, использовать в выставочном и полиграфическом дизайне. Расширяются возможности макетирования самих выставок — в распоряжении авторов экспозиций и художников оказываются не фотографии и описания, а цифровые копии подлинников, выполненные в удобном формате.
Реставрация архитектурных памятников, где музеи чаще всего и располагаются, связана с выполнением многочисленных архитектурных обмеров и фиксаций. Некоторые обмеры и старые проекты реставрации со временем сами становятся экспонатами и не могут использоваться как обычные проекты реставрации или ремонта. Их максимально точные копии можно получить только сканированием. Случается, что корректировка требуется и недавним проектам реставрации (осадка здания, утраты в отделке, появление оснований для исправления проекта в ходе расчисток и зондажей). Сканирование позволяет скорректировать проект, не выполняя его заново.
Археологическое изучение памятников древности, в том числе архитектурных сооружений, требует множества графических фиксаций. Они производятся на месте исследования — «в поле», в любую погоду. Чертежи выгорают, мокнут, пачкаются. Для быстроты и удобства их предпочитают выполнять на миллиметровке; характер линий и знаков, понятный автору чертежа, не всегда хорош для публикации. «Перебелка» полевых чертежей для введения их в научный оборот требует большой точности, отнимает много сил и времени. Сканирование чертежей и обработка их в программе Spotlight Pro дает возможность не только навсегда сохранить оригиналы полевых чертежей, но и перенести полевую графику (с необходимой корректировкой или заменой условных обозначений и надписей) на новый лист практически без потерь, которые неизбежны при ручной «перебелке». При этом чертежи могут быть распечатаны в любом масштабе без потери качества графики.
Старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село»
Скачать статью в формате PDF — 512.2 Кбайт |