Главная » CADmaster №1(16) 2003 » Машиностроение Новые технологии в судостроении — мечты и реальность
Скорость, с которой возрастают требования к качеству и срокам выполнения работ, заставляет инженеров искать новые пути решения стоящих перед ними задач — с этой проблемой сталкиваются специалисты, работающие в самых разных областях.
Образованное 55 лет назад Государственное предприятие Центральное конструкторское бюро «Черноморец» — старейшая в СНГ и на юге Украины проектно-конструкторская организация судостроительно-судоремонтного профиля. Предприятием накоплен богатый опыт проектирования плавучих стендов и установок для испытания судового оборудования, разработки документации для ремонта, переоборудования и модернизации различных типов судов, судоремонтных баз и мастерских. Осуществляется конструкторско-технологическое сопровождение работ при постройке и ремонте судов как в Украине, так и на территории любой другой страны, освоено проектирование установок, работающих на альтернативных источниках энергии. В последнее время основу разработок предприятия составляют проекты постройки гражданских судов малого и среднего водоизмещения.
Квалификация специалистов и научно-технический потенциал предприятия позволяют ГП ЦКБ «Черноморец» проектировать суда, полностью отвечающие мировым стандартам, а также на самом высоком уровне решать вопросы судоремонта и модернизации.
Основой создания конкурентоспособной техники является широкое использование CALS-технологий (то есть технологий непрерывного информационного сопровождения изделий в течение всего их жизненного цикла), применение которых требует разработки единой информационной модели судна.
Осваивая современные информационные технологии, специалисты ЦКБ активно ищут способы адаптации стандартных решений к условиям проектного бюро. Применяются САПР Tribon, Autodesk Mechanical Desktop, AutoCAD, Autodesk Inventor; имеется мощная компьютерная база, состоящая в основном из компьютеров Pentium III, соединенных в локальную сеть. Апробирована разработанная в ЦКБ система электронного архива.
В 2001 году предприятием выполнен проект уникальной автономной погружной платформы для транспортировки на большие расстояния кораблей на воздушной подушке «Зубр». Платформа, способная транспортировать любые объекты размером до 28×55 м и массой до 400 т, построена в Севастополе на ООО «Севморверфь». На этом же предприятии строится сейчас пожарное судно «Пивденний», предназначенное для оказания помощи аварийным судам и обеспечения пожарной безопасности нефтяного терминала порта «Южный».
При разработке технического проекта катера-бонопостановщика (такие суда используются для локализации аварийных разливов нефти и ее сбора с поверхности моря) специалисты ЦКБ впервые использовали средства программного пакета Autodesk Inventor 5. Предпочтение именно этому ПО было отдано по многим причинам: здесь и простота его освоения, и удобные средства внесения изменений в готовые детали и сборки… Возможности Inventor изучались в процессе работы — к примеру, над трехмерной моделью рулевой рубки (рис. 1).
Перед проектировщиком были поставлены следующие задачи:
- возможность оперативного изменения размеров и конфигурации рубки по результатам анализа модели специалистами разных отделов;
- определение углов обзора с места судоводителя (горизонта, прямо по курсу, носовой части судна, секторов затенения обзора);
- уточнение конфигурации корпусной конструкции помещения;
- уточнение эргономических характеристик пульта судоводителя;
- определение возможности управления другой необходимой аппаратурой с места судоводителя.
От того, насколько верно решены эти важнейшие задачи, зависит безопасность эксплуатации судна, соответствие его характеристик условиям международных конвенций и требованиям нормативных документов классификационных обществ.
Работая в Autodesk Inventor 5, проектировщики за короткий срок создали 3D-модель блока судна, выпустили чертежи, проверили возможность выполнения различных работ в проектируемых помещениях (рис. 2). Одновременно были опробованы возможности редактирования модели при отработке конфигурации помещения, использование полученных в AutoCAD эскизов для создания и корректировки модели, экспорт откорректированных эскизов в AutoCAD.
С использованием антропометрических и моторных характеристик, применяемых при проектировании систем «человек-машина», разработана модель фигуры судоводителя. Инструменты анимации позволили смоделировать движение судоводителя в ходовой рубке, произвести оценку свободного пространства, проверить правильность расположения приборов управления и контроля, определить углы обзора с различных позиций судоводителя в рулевой рубке.
Inventor позволяет по-новому подойти и к проектированию оборудования судовых помещений. На рис. 3 представлен фрагмент стеллажа судовой кладовой, спроектированный с учетом адаптивной связи между уголками рамы и настилом. Средствами Inventor легко изменять размеры конструкции и автоматически получать комплект чертежей и спецификаций. Трехмерные модели становятся элементами базы данных, а значит в последующих проектах конструкторские работы по оборудованию помещений потребуют существенно меньшего времени.
Поскольку изделия судового оборудования в значительной мере унифицированы, на наш взгляд, было бы целесообразно рассмотреть возможность и принципы организации обмена математическими моделями этого оборудования между проектными организациями судостроительного профиля.
Применение продуктов фирмы Autodesk не только открывает перед ГП ЦКБ «Черноморец» новые возможности и новые пути в судостроении и судоремонте — оно позволяет воплотить в жизнь мечту об эффективных и одновременно простых методах работы.
Владимир Былым, к.т.н., начальник отдела,
Александр Козинкин, инженер-конструктор
Государственное предприятие ЦКБ «Черноморец»
(г. Севастополь)
E-mail: desco@stel.sebastopol.ua
Скачать статью в формате PDF — 957.9 Кбайт |