Главная » CADmaster №5(5) 2000 » Архитектура и строительство Зачем нужна 3D-графика?
Когда прошлым летом в сети Интернет появился сайт, представляющий мои работы в трехмерной компьютерной графике (http://www.chat.ru/~af_ivanov), мне стали приходить электронные письма от молодых архитекторов. Многие из них достаточно свободно работают с двумерными чертежами в AutoCAD, на уровне простейших навыков знакомы с 3D Studio — и почти все просили поделиться соображениями о сути компьютерного моделирования. Чтобы облегчить свою участь сетевого консультанта, попробую ответить всем сразу и уберечь начинающих 3D-графиков от мучительного и долгого изобретения изобретенного.
Зачем нужна 3D-графика? И правда, зачем? Что заставляет заказчика ради нескольких картинок расставаться с некоторой суммой денег?
Разработчик, создающий трехмерную сцену, должен обладать определенным художественным вкусом |
Красивая картинка как средство поиска финансирования
Она, эта картинка, нужна сразу — когда еще только начинается поиск источников финансирования и партнеров по долевому участию, определяются объемы строительных работ и оформляется исходно-разрешительная документация. Создав в эскизном виде виртуальную модель будущего объекта, архитектор в состоянии упростить и ускорить эти процессы. Одна хорошая картинка, дающая представление об архитектурно-художественных качествах сооружения, да небольшой альбом с эскизными чертежами и основными технико-экономическими показателями могут стать решающим аргументом в пользу будущего строительства. Всё наглядно, всё перед глазами. Заказчик укрепляется в мысли, что был прав, выбирая вашу проектную фирму (особенно если работа велась на конкурсной основе). Условия выполнения подобных работ очень жесткие: ограничения по срокам, недостаток исходных материалов, создание модели по карандашным наброскам. Но удачно выполненная работа приносит не только моральное удовлетворение.
Воздействие на заказчика: 3D вне конкуренции
Воспринимать линии чертежа как условное изображение неких объемных форм могут, увы, не все. Эстетские цвето-световые композиции, иногда применяемые в 3D-графике, многих заказчиков только сбивают с толку. Другое дело — близкие к фотографическому качеству трехмерные изображения: ничто другое так сильно заказчика не впечатлит.
Разработчик, создающий трехмерную сцену, должен обладать определенным художественным вкусом. Как умение смешивать краски еще не дает права именоваться художником, так и работа с мышью и экраном оставляет бесконечный простор для совершенствования в этом деле. Работы, выполненные геометрически скрупулезно, но лишенные художественного наполнения, часто вызывают у заказчика разочарование и, на мой взгляд, не могут считаться профессиональными.
Картинка должна быть максимально фотографичной
Совсем хорошо, если будущий объект вписан в реальное окружение. Вот только, если не хотите испортить впечатление от хорошего замысла нелепыми деревьями или безобразными фигурками людей, подбирайте элементы антуража максимально точно и корректно. Постарайтесь избежать двух самых распространенных ошибок:
- нарушенного соотношения масштабов самого объекта и антуража;
- неправильно выбранной точки зрения (сюда же отнесем смещение линии горизонта).
Неудачный ракурс способен погубить все достоинства трехмерной картинки!
Как создается 3D-графика
Когда заказ на разработку проектной документации получен, архитекторы нашей проектной фирмы реализуют свои идеи в виде двумерных чертежей. На стадии рабочего проектирования может понадобиться и трехмерная модель — но лишь как инструмент самопроверки. Я не сторонник объектно-ориентированного проектирования, когда на компьютере создается подробнейшая модель объекта, а уже из нее генерируются планы и фасады. Недостатки очевидны: сверхсерьезные требования к аппаратному обеспечению, повышенная сложность редактирования трехмерных элементов. Наконец, эта методика не позволяет получить ни качественной модели, ни готовых двумерных чертежей — лишь «заготовки» для последующей детализации.
Модель — не средство архитектурного проектирования, а подтверждение качества проекта!
Полученные 3D-элементы соединяются в укрупненную модель, которая затем экспортируется в 3D Studio Max. И уже там происходит чудо превращения чертежных примитивов в строительные элементы и конструкции… |
Насколько мне известно, при выполнении двумерных чертежей большинство архитекторов использует AutoCAD — систему, универсальную как для черчения, так и для моделирования. Если договором определено, что проектная документация должна содержать трехмерную графику, работа над ней ведется уже после разработки объемно-планировочных решений объекта. Создание модели — дело сложное, кропотливое, болезненно реагирующее на любые корректировки по ходу работы над проектом. Поэтому на завершающей стадии проектирования модель строится по готовым двумерным чертежам. Двумерные элементы чертежа в среде AutoCAD преобразуются в замкнутые полилинии и выдавливаются по оси Z. Полученные 3D-элементы соединяются в укрупненную модель, которая затем экспортируется в 3D Studio Max. И уже там происходит чудо превращения чертежных примитивов в строительные элементы и конструкции…
Архитектурно-проектная фирма «Протэк М»
E-mail protec_m@mtu-net.ru
Internet: http://www.mtu-net.ru/protec
Скачать статью в формате PDF — 629.5 Кбайт |