Главная » CADmaster №2(2) 2000 » Мультимедиа и визуализация 3D Studio VIZ R3
3D Studio VIZ — это программа, предназначенная для построения и визуализации объектов, ориентированная на использование архитекторами, инженерами, дизайнерами. Разработка выполнена подразделением Kinetix (с 1999 года — подразделение Discreet) фирмы Autodesk. Наиболее известные его программы — 3D Studio MAX и 3D Studio VIZ — выполнены на одном программном ядре.
Появившаяся на рынке в 1997 году первая версия программы уже более чем вдвое превзошла 3D Studio MAX по объему продаж. Объясняется это более широкой областью применения, невысокой в сравнении с 3D Studio MAX стоимостью, сохранением всех прежних и добавлением новых возможностей моделирования объектов, возможностью связи с пакетами программ для проектировщиков. При этом сохранены необходимые возможности анимации объектов.
В версию 3 (Release 3) добавлены инструменты, необходимые дизайнерам, архитекторам, инженерам гражданского строительства, инженерам-механикам и другим профессиональным проектировщикам. Внесено множество изменений и усовершенствований даже по сравнению с предыдущей, второй, версией, вышедшей в 1998 году. Остановимся лишь на самых существенных возможностях пакета, которые появились в этой версии.
Среди новых инструментальных возможностей VIZ — источники света типа Lightscape, обладающие параметрами, отличными от стандартных источников света. Эти источники просчитываются в 3D Studio VIZ, но, если имеется пакет Lightscape, можно осуществить экспорт файлов в этот пакет, где будет выполнен качественный просчет сцены. Для этого сцена 3D Studio VIZ должна быть сохранена в формате .DXF и загружена в среду Lightscape. Все свойства объектов и материалов, а также характеристики камер при этом сохраняются.
Если использовать специальные файлы от производителей светового оборудования, которые можно непосредственно загрузить из Интернет, настройка параметров источников света Lidhtscape производится автоматически. Сам пакет Lightscape — самостоятельный программный продукт Discreet Logic, который выполняет просчет по алгоритмам Radiosity и Ray tracing, основываясь на физике света.
К списку имевшихся ранее атмосферных эффектов (Fog, Combustion, Volume Light, Volume Fog) добавились новые: Lens Effects для создания различных видов свечений.
В программу введены внешние ссылки (External References), которые позволяют включать в проект объекты и целые сцены из других файлов, а также создавать для них новую анимацию, присваивать материалы или модифицировать по своему желанию. Изменения таких элементов в сцене будут отражены во всех взаимосвязанных файлах. Единожды создав сложный объект, его можно затем при необходимости включать в другие сцены.
Новая система использования упрощенных Proxy-объектов внутри внешних ссылок позволяет манипулировать и анимировать очень сложные объекты в интерактивном режиме. Использование упрощенных вариантов сложных моделей на видовых экранах дает возможность быстро и эффективно работать с объектами с малым количеством граней, а для последующего окончательного просчета использовать объекты в полном разрешении.
Добавлена возможность анимации связанных друг с другом объектов посредством инверсной кинематики. Раньше режим инверсной кинематики просто отсутствовал в 3D Studio VIZ.
Появилась возможность распечатки сцен на принтере.
Добавлен звуковой трек в окне Track View, что позволяет вставлять в просчитанную сцену звуковое сопровождение.
Расширена возможность анимации некоторых параметров. Так, в предыдущей версии можно было анимировать трансформации объектов, параметры степени открытия/закрытия окон и дверей. Теперь параметров, которые можно анимировать, стало гораздо больше. К примеру — видимость объекта.
Просчет сцен в новой версии VIZ можно производить в сети, как это всегда было возможно для 3D Studio MAX. То есть, имея один лицензионный пакет, отправлять задание на просчет на другой компьютер в сети, где ранее был установлен и авторизирован VIZ. Наличие ключа защиты на таком компьютере не требуется.
Прочие изменения коснулись модификации существовавших ранее возможностей пакета.
Прежде всего следует отметить новый интерфейс VIZ, который содержит несколько стандартных вариантов, ориентированных на различных пользователей — архитекторов, механиков и других. Кроме того, можно организовывать собственные пользовательские интерфейсы. А также добавлять панели инструментов слева и/или справа. Для желающих предусмотрена возможность перехода к стандартному интерфейсу 3D Studio MAX.
Усовершенствована утилита связи DWG Linking в 3D Studio VIZ. Она динамически может ссылаться на данные САПР всех программных продуктов из семейства Autodesk Design 2000, включая AutoCAD 2000, AutoCAD Architectural Desktop, AutoCAD Land Development Desktop, AutoCAD Map и Mechanical Desktop. Изменения проекта в любой из этих программ автоматически отражаются в 3D Studio VIZ R3. И наоборот, свойства объектов AutoCAD 2000 могут быть просмотрены и отредактированы в 3D Studio VIZ R3 и сохранены обратно в DWG-файле. В 3D Studio VIZ есть возможность работы со слоями и использования структуры слоев, заданных в AutoCAD. Кроме того, характеристики материалов теперь соответствуют AutoCAD и позволяют управлять установкой материалов в любом приложении.
В утилиту File Link Manager (старое название — DWG Link Manager) добавлена функция частичной загрузки, сокращающая время обновления данных, привязанных к файлу AutoCAD, за счет явного указания частей файла, которые необходимо обновлять.
В 3D Studio VIZ изменена утилита Asset Browser (бывшая Asset Manager). Помимо ускорения времени работы она может теперь переносить в сцену объекты непосредственно из сети Интернет. Asset Browser работает с текстурами, растровыми изображениями, 3D-сценами и видеоклипами. Существует возможность использовать Asset Browser для организации собственной библиотеки, находящейся на жестком диске или сетевом сервере.
Существенно изменен модуль просчета сцены. В новой версии выделены в отдельные прикладные модули антибликовая обработка, сэмплирование, цветовые оттенки и тени. Это существенно сократило время получения требуемого вида изображения и позволило выбирать прикладной модуль в зависимости от желаемого качества выходного изображения.
Для выбора доступны следующие виды антиэлайзинга:
- Area — выполняет антиэлайзинг (сглаживание краев), используя область фильтрования с возможностью изменения ее размеров.
- Blackman — 25-пиксельный фильтр, который делает изображение более четким, но без подчеркивания контуров.
- Blend — смешивающий фильтр — между четкими и смягченными областями изображения (Sharp area и Gaussian soften).
- Catmull-Rom — 25-пиксельный перестраивающий фильтр с легким подчеркиванием очертаний.
- Cook Variable — один из основных фильтров, позволяющий изменить четкость с 1 до 2.5; можно повысить значение размывания изображения.
- Cubic — 25-пиксельный размывающий фильтр, основанный на кубическом сплайне.
- Mitchell-Netravali — двухпараметрический фильтр; позволяет установить компромисс между размыванием, затуханием и анизотропией.
- Quadratic — 9-пиксельный размывающий фильтр на основе квадратичного сплайна.
- Sharp Quadratic — 9-пиксельный фильтр, повышающий четкость.
- Soften — настраиваемый смягчающий (Gassian softtering) фильтр для небольшого размывания.
- Video — 25-пиксельный размывающий фильтр, оптимизированный для NTSC и PAL видео.
К модулю просчета сцены добавлены новые методы просчета материалов:
- Anisotropic — позволяет получить блики, характерные для металлов, атласа или волос. Анизотропия создает блики с разными измерениями блика в перпендикулярных направлениях.
- Multi-Layer — сходен с методом Anisotropic, но имеет возможность установить два слоя Specular для бликов. Это позволяет создать сложные блики, которые хороши для глянцевых поверхностей, специальных эффектов
и т.д. Блики в этом методе могут быть и анизотропными. - Oren-Nayar-Blinn — это вариант просчета по методу Blinn. Содержит дополнительные параметры, которые можно использовать для создания в материале эффекта «ткани» — меха, бархата, плюша.
- Strauss — это упрощенный метод Metal. Можно настроить степень «металличности», меняя яркость бликов.
- Phong, Metal, Blend — методы просчета, используемые в предыдущих версиях VIZ.
Модуль просчета в VIZ использует теперь метод постобработки изображения — Render Effects. С помощью этого метода эффекты накладываются сразу после просчета каждого кадра и имеют возможность интерактивной настройки.
Авторизованный Учебный Центр Autodesk
Steepler Graphics Center
Тел.: +7 (495) 9−666−333
e-mail: training@sgg.ru
Internet: www.training.sgg.ru
Скачать статью в формате PDF — 1.02 Мбайт |